+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Виктор Тупикин

Трое на качелях

БИЗНЕС: мир удивительных людей
Текст: Ирина Коростышевская
фото: Сергей лихватских
Время идёт вперёд, назад вернуться невозможно. Невозможно вернуться в детство, невозможно поцеловать родителей, невозможно сказать им то, что когда-то не успел. Можно мечтать, но прекрасно понимать реальность. О детстве и о родителях наш разговор с виктором Александровичем Тупикиным.
Виктор Тупикин

-Мне всегда казалось и кажется, что людей, которых любили в детстве, видно издалека. От них идёт особенный свет, они в вечном коконе этой любви, выделяются сразу же.
-Соглашусь с вами.

-Кем вы хотели стать, когда были маленьким?
-Удивляюсь тем людям, которые помнят детство и легко рассказывают, что они делали в три года. Я этого не помню. Видимо, так устроен мозг: информация, о которой человек не вспоминает десятилетиями, уходит в ячейку, которую сложно открыть. Нейроны движутся только в тех ячейках, которые востребованы: вчера, сегодня, завтра. Помню, что любил играть в шахматы с дедом. Обыгрывал его, а он злился. Помню, как прятался в платяном шкафу и ждал, когда родители начнут искать меня. Или в коридоре за зимнюю одежду. Встану на сундук и жду, когда дед придёт с работы. Он заходит, делает вид, что не видит меня, вешает одежду, и тут я выпрыгиваю ему на шею. Помню, что любил всех смешить. Мама называла меня артистом, говорила: сейчас придет Витя, и будет целое представление.

-Вы мамин сын, Виктор Александрович?
-Почему? Я общий. Говорят, что похож на отца, а глаза мамины.

-Где всё это было?
-В Ленинском районе, на улице Энергетиков. Папа работал на трубопрокатном заводе электриком, мама  — медицинской сестрой. С нами жила бабушка, поэтому мы с братом даже не ходили в детский сад.

-Бабушка была строгой?
-Бабушка была разной. Могла и пожалеть, и подзатыльник отвесить, и поварёшкой по лбу дать.

-А поварёшкой-то за то?
-За то, что не доедали всё до конца.

-Сейчас доедаете?
-Конечно. Бабушка на всю жизнь научила, что тарелка должна оставаться чистой.

-Как эта маленькая деталь характеризует человека, на ваш взгляд?
-Это не маленькая деталь, это уважение к чужому труду, пище, хлебу, деньгам. Как можно надкусить хлеб и выбросить? Иногда на отдыхе обращаю внимание, как при системе «шведского стола» люди оставляют еду на тарелках, и удивляюсь. Что это? Жадность глаз или неумение понимать свои возможности? Всё должно быть в меру и по своим силам.

-Как вы считаете, способность понимать свои возможности — признак ума?
-Скорее, признак зрелости человека. Есть хорошая фраза: каждый человек способен на большее, но не каждый знает, на что он способен.

-Какая интересная мысль. Будто парафраз лозунгов, которые висели на домах в cоветское время. Вам оно нравилось?
-Да. Я ничего плохого в Советском Союзе не вижу. Конечно, дефицит, его создание — это минус, продукты и товары по блату — минус. Не айс, как говорят сейчас. Но сколько моментов было хороших, какие стройки шли грандиозные, какие планы выполнялись. Попробуй не сдай в срок, особенно если это оборонный объект. Чудес на стройке не бывает, иногда что-то может пойти не так, но ты обязан соблюсти сроки. Электродный завод, ткацкая фабрика, много объектов в Металлургическом районе — все эти стройки мы сдавали при жёстком контроле органов власти.

-Почему?
-Это вопрос не ко мне.

-Многие люди называют вас своим учителем, помнят уроки, которые проходили под вашим руководством, цитируют вас. А у кого учились вы?
-У жизни. Она лучший учитель. Она подкладывает много ситуаций и вопросов, которые нужно решать. Если говорить о конкретных людях, своими учителями считаю тех, с кем начинал свою дорогу. После института пришёл работать мастером на стройку, впитывал всё, чему учил Михаил Фёдорович Васин, главный инженер. Много работал с Валерием Юрьевичем Шоповым в Металлургическом районе. Учился у него всему: решать непростые ситуации, строить отношения с людьми, обращать внимание на все детали, даже если они бытовые. Помню, однажды увидел, как он организовывает обычную поездку. Приехал к нему, он разговаривает с туроператором. Девушка думала, что она уже рассказала всё, но Валерий Юрьевич продолжал задавать ей разные вопросы. Он хотел знать всё заранее и досконально. Я поразился тогда его скрупулёзности, но взял себе на заметку. И в работе, и на отдыхе для меня важно, чтобы все детали были разложены и предусмотрены.

-Вас когда-нибудь вызывали в обком партии?
-В обком нет, но, как я уже говорил, все важнейшие стройки контролировались органами власти. На этих стройках я получил колоссальный опыт выполнения своих обещаний в срок. Одну из историй любит вспоминать Владимир Александрович Прокудин, бывший директор ЧМЗ. Он проводил штабы строительства шестой коксовой батареи, где генеральным подрядчиком был «Коксохимстрой», проверял график. Прокудин спрашивал каждого присутствующего: когда это, когда то? Настаивал на том, что до окончания работ осталось всего пять дней, и все соглашались. Дошла очередь до меня, Владимир Александрович говорит: Спецстрой № 2, докладывайте, когда закончите данный этап работы. Я отвечаю, что закончим через две недели. Он: что? Как ты смеешь? Через пять дней всё должно быть закончено! Я ответил, что называю реальные сроки, а не придуманные. Через две недели состоялось очередное заседание штаба, где Прокудин сообщил, что Тупикин слово своё сдержал и работу выполнил в срок. Хотя другие, обещавшие всё сделать за пять дней, слово своё не сдержали.

-У меня сейчас немного странное ощущение. Слушаю вас, смотрю на вас, и вдруг какое-то неуловимое сходство с Вадимом Павловичем Соловьёвым. То ли взгляд, то ли поворот головы. Вы были знакомы?
-Конечно. Мы познакомились на строительстве завода «Кемма». Соловьёв был тогда первым секретарём горкома партии и лично курировал этот объект. Он часто приезжал, мы общались, созванивались, виделись. Он более жёсткий руководитель, я более демократичный, но мы умели хорошо друг друга понимать.

-Как вы думаете, если бы он остался губернатором, мы бы могли сейчас быть вровень с Екатеринбургом?
-Невозможно ответить. И что? Был бы Соловьёв — неизвестно, как бы он воспринимал ту или иную ситуацию. Как бы повёл себя в силу своего характера. При том давлении, которое происходило в девяностые, Пётр Иванович Сумин держал ситуацию, как умел. Был раздрай, растягивание всех позиций. Сложно сказать, как всё было бы, если бы остался Вадим Павлович. Не нужно даже гадать. Есть то, что есть. То, что было, то свершилось. Не имеет смысла возвращаться в прошлое. Легко сказать: был бы Петров, всё было бы по-другому. Кто его знает, может, было бы ещё хуже.

-Когда вы были школьником, любили разукрашивать контурные карты?
-Не помню. У меня брат с отцом красиво рисовали. Вазы, цветы, природу, корабли. Маслом на холсте или акварелью на бумаге. Отец вообще был талантливым человеком. В его роду не было ни музыкантов, ни профессоров, а он брал в руки мой аккордеон и сходу играл что угодно. Умельцем был на все руки: резал по дереву, делал чеканки. В детстве я думал, что папа может всё. Мама любила вспоминать смешную историю, как я пришёл из школы в первом классе и попросил папу перевести текст с татарского языка. Учительница спросила: дети, кто может помочь? Я поднял руку и сказал: мой папа.

Виктор Тупикин

-Ваша мама была красивой женщиной?
-Суперкрасивой. И папа тоже.

-Почему вы используете такой современный сленг?
-Мне нравится. Я не то что трепетно отношусь к русскому языку, но слежу за речью, подбираю правильные слова. Должность министра заставляла обращать внимание и на это. Иногда смотришь телевизор и поражаешься, насколько неграмотно говорят люди, насколько не умеют собрать мысли в логическую цепочку. Разве я сказал что-то ещё, кроме слова супер?

-Вы сказали: не айс.
-Ну если это и правда не айс, как ещё сказать?

-Может быть, вы хотите быть ближе к своим детям?
-Сленг не может повлиять на близость с детьми. На близость влияет только любовь. Мои дочери для меня святое. Все мои действия с самого момента их рождения были нацелены на то, чтобы девочки всегда были рядом. Помните, как в советских фильмах: большой стол, отец во главе стола, все дети вместе.

-Ваши ученики вспоминают, что при принятии некоторых решений вы говорили им: мы воздержимся. Что означает эта фраза?
-Не понимаю. Воздерживаются люди, которые ни туда, ни сюда. Воздержание для меня — это середина. Иногда в ситуациях, где нет чёткого решения, лучше сделать паузу, подумать, собрать дополнительную информацию, чтобы не принять неверного решения. Не знаю, кто вам это сказал, но я благодарен своим коллегам за то, что в этих ситуациях их мнение и позиция помогали принять правильное решение.

-В моём восприятии мира все люди похожи на зверей. Кто-то медведь, кто-то волк, кто-то лев. Кто-то другие звери. Кто вы?
-По гороскопу — лев, но мне понятен и волк, и медведь. А кошек я не люблю.

-Как вы определяете своих?
-По глазам, общению, энергетике. Руководитель отдела кадров часто говорила: Виктор Александрович, посмотрите лично, у нас сомнения. Смотрел и сходу понимал, наш человек или не наш. Будет он работать в нашей команде или не справится. Не помню, чтобы ошибся. В итоге сформировался коллектив, которым я горжусь.

-Умение чувствовать людей в большей степени помогает вам или расстраивает?
-Конечно, помогает. Никогда не мешало.

-А если человек обманывает, вы это чувствуете?
-Думаю, что чувствую и понимаю, какие у него для этого причины.

-Некоторые люди предполагают, что после работы под руководством талантливого человека им будет сложно работать самостоятельно. Вы с этим согласны?
-Человек должен двигаться вперёд. У каждого руководителя свои рамки, свои пределы. Талантливый человек должен выйти за эти рамки и идти дальше. Мудрый учитель понимает, что держать талант в своих рамках — это эгоизм. В любом случае когда-нибудь ученику станет тесно, произойдёт конфликт, будет только хуже.

-Мудрость — врождённое качество?
-Думаю, приходящее с опытом.

-Почему же морщинки и седина с опытом приходят ко всем, а мудрость нет?
-Может быть, не все хотят её в себе видеть или раскрыть, им так удобнее.

Виктор Тупикин

-Ваша мудрость от бабушки?
-У меня и родители были мудрыми людьми. С раннего дества они учили меня быть самостоятельным и видеть жизнь такой, какая она есть. Мне было пять лет, брату восемь, когда мы впервые поехали на Увильды. Это был 1961 год. Помню, ехали на грузовике, двумя семьями. Сначала поселились в небольшом домике, около «Родника», провели там всё лето. А с 1963 года по 1973‑й жили только в палатках. В начале июня родители выбрасывали нас как десант и оставляли одних, наедине с природой. Невзирая на погоду, мы выкладывали печку, копали холодильник, ходили за грибами, ловили раков. Природа учит всему. И это мне пригодилось в жизни.

-Двое маленьких детей в палатке?
-Первые годы с нами ездила бабушка. Утром проснётся, говорит нам: ребята, идите за грибами, если хотите есть. Когда мы стали постарше, бабушка отправляла нас стрелять щуку. Мы с братом брали подводное ружьё и отправлялись на охоту за рыбой. В пятницу приезжали молодые родители с друзьями, компанией человек пятнадцать, к их приезду у нас всегда были раки.

-Вам не было страшно? Палатка, лес, с вами только бабушка.
-Если в голову не закладывать негативные мысли, всё будет в порядке.

Бытует легенда, будто в озере Увильды двойное дно.
-Да, такая легенда существует, но думаю, что она несколько обманчива. На нашем берегу, со стороны курорта, двойного дна не было. Было великолепное песчаное дно — плывёшь в прозрачной воде, и на десять метров всё видно. На другом берегу, где берёзовый остров, совсем другое дно. Мы там охотились, плавали в ластах. Встаёшь, думаешь, что уже дно, а под ним ещё сантиметров сорок и более ила и старых растений. Вероятно, этот слой и сформировал легенду о двойном дне.

-Почему в отношении человека этот термин всегда произносится с отрицательной коннотацией?
-Мы же только что с вами описали, что двойное дно — это обман.

-Или тайна, которая есть у каждого из нас?
-Человек многогранен. У каждого из нас свои плюсы и минусы. Одна грань чистая, а другую может быть не видно. Или человек не хочет показывать её, так бывает.

-Как вы думаете, отчего некоторые люди не принимают своей судьбы и думают, что могли родиться английскими королями?
-Мечтать не вредно. Можно мечтать, но прекрасно понимать реальность и считать свою жизнь правильной. Потому что если не любить свою жизнь, дорога пойдёт не туда.

-Вы верите, что в жизни наступает такое «потом», когда всё встаёт на свои места?
-Нет. На свои места всё встать не может. Время идёт вперёд, назад вернуться невозможно. Невозможно вернуться в детство, невозможно обнять и поцеловать родителей. Знаю теперь, что любовь и уважение к родителям должны проявляться в то время, когда они живы. Это нужно и им, и нам. Никогда не надо прятаться и прикрываться занятостью и отсутствием времени. В начале нашего разговора вы спросили, кем я хотел быть, когда был маленьким. Пока мы разговаривали, вспомнил. Я хотел стать моряком. Мне было года три, когда мама купила матроску, я ужасно гордился. До сих пор помню, как папа меня фотографировал. В последние годы родители часто жили у нас на даче, я приезжал, быстро спрашивал, как здоровье, и уезжал на работу. Брат прилетал из Подмосковья, говорил отцу: батяня, давай поговорим, а я всё время был занят, куда-то спешил. Мама однажды сказала: сынок, посиди с нами на качелях. Какие качели, мама, у меня много дел, мне нужно многое успеть, ответил я. Теперь жалею об этом. Надо было остановиться, посидеть с ними, поговорить.

-Качели же маленькие, они рассчитаны на двоих, вы бы не поместились.
-Я бы сел между ними и обнял их.