Пели «Кисет» вместо урока
Мне запомнилась школа, которую я посещала в разгар Великой Отечественной войны. Мама там работала учительницей. В ту пору все ждали и одновременно боялись почтальона — какую весть он принесёт? Однажды в школу не пришла ученица — мы узнали, что её семья получила «выключку» — так называли похоронки.
Моя учительница, Татьяна Ивановна не смогла вести урок.
И вместо занятий мы разучивали и пели в тот день песню «Кисет». Спустя многие годы я нашла эту песню в Интернете.
После мама стала директором детского дома в Пласте. Туда привезли эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. Среди них был и мальчик Юра — все думали, что он глухонемой. Он ухаживал за лошадью, которая возила продукты. Но так случилось, что кто-то услышал, как Юра в конюшне разговаривает с лошадью, расчёсывая ей гриву. Оказалось, что он и слышал, и говорил, но замкнулся после того, как машина, следовавшая через Ладожское озеро, попала под бомбёжку и затонула. В первой машине ехал он, а во второй его мама.
Были и забавные эпизоды. Общественная баня была одна на весь город. Женщины часто брали с собой детей. Помню, моется со всеми учительница, и вдруг один из мальчиков ей говорит: «Здравствуйте, Валентина Дмитриевна!». Это был один из её учеников. А ещё в бане нередко специально выключали свет, чтобы украсть мыло, которое ценилось на вес золота.