+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Пионер цветной фотографии

Дореволюционный Южный Урал на снимках Сергея Прокудина-Горского

Явления: Сила Урала
Текст: Александра Петрова
фото: Из фондов Объединённого государственного архива Челябинской области
Фотография рубежа XIX–XX веков была уже не техническим чудом, а исключительно коммерческим предприятием, функционирующим по законам рынка. Снималось то, что продавалось. Большинство дореволюционных снимков не имеют авторства — как правило, на обороте значится лишь маркировка фотоателье. Однако были и те, кто считал себя Авторами и ставил перед собой более высокие задачи, нежели мелкое ремесленничество и нажива. Настоящим пионером цветной фотографии можно назвать Сергея Михайловича Прокудина-Горского. На Южный Урал он совершил в 1909–1910 годах сразу две экспедиции.
Станция «Симская» Самаро-Златоустовской железной дороги. 1909 год

Подарок Рейгана

Имя пионера цветной дореволюционной фотографии Прокудина-Горского было надолго забыто, когда он после революции эмигрировал во Францию со всей своей коллекцией, а вышло из тени истории лишь 1990 году. Тогда Библиотека Конгресса США опубликовала серию цветных фотографий Российской империи начала XX века, ставших мировой сенсацией. Однако по сей день малоизвестным фактом остаётся то, что часть этих уникальных снимков была сделана на Южном Урале.

Сегодня в России хранятся всего два подлинника из цветной коллекции Прокудина-Горского: известный портрет Льва Николаевича Толстого, сделанный в Ясной Поляне, и менее растиражированный снимок с авторским названием «Три поколения». На нём изображён А. П. Калганов — старший мастер Златоустовской оружейной фабрики (ныне Челябинская область) — с сыном и внучкой. Именно эту фотопластинку Рональд Рейган подарил Михаилу Горбачёву в честь открытия снимков Прокудина-Горского.

Три поколения семьи Калгановых. Златоуст. 1909 год

Николай II идею поддержал

Для Прокудина-Горского фотография была делом всей жизни: он занимался фотографическими изобретениями и преподавал, писал и публиковал книги, владел фотомастерской, выпускал фото-открытки и, конечно же, много снимал. Он долго работал над изобретением цветной фотографии и всё-таки смог утолить жажду цвета. Итогом многолетней работы стала уникальная технология фотосъёмки при помощи трёх фильтров — зелёного, синего и красного, — которые при наложении позволяли получить цветное изображение.

Но подлинную известность ему принесла амбициозная мечта. Сергей Михайлович задумал проект «Коллекции достопримечательностей Российской империи» — своего рода фото-энциклопедии. В серии цветных фотографий он хотел запечатлеть достопримечательности и народы, культуру и природу, бурное развитие промышленности и железных дорог в огромной Российской империи.

В 1909 году Прокудин-Горский был услышан. Ему посчастливилось получить аудиенцию у Николая II, продемонстрировать свои снимки царской семье и заручиться поддержкой. Для создания «Коллекции достопримечательностей» ему были выделены специально оборудованный железнодорожный вагон, пароход, моторная лодка и автомобиль Ford. Большим подспорьем послужил мандат от царской канцелярии, разрешавший съёмки на всех объектах Империи.

В процессе детального изучения южноуральских снимков Прокудина-Горского становятся очевидны темы и объекты, привлекающие его больше всего. В первую очередь фотографа поразили природные ландшафты этих территорий — обилие рек, озёр, зелёных лесов и, конечно же, старейшие на плане Уральские горы. Сергей Михайлович со всей тщательностью фиксирует скальные породы различных форм и размеров, бывшие некогда дном древнего палеоокеана.

Столярный цех для выделки ножен на Златоустовской оружейной фабрике. 1909 год

Малиновые рубахи и железная дорога

Нередко на пейзажные этюды попадают местные жители, вскрывающие ещё одну особенность южноуральского мира столетней давности — костюм простого населения и его цветовую гамму. Технологические ограничения первых фотоаппаратов невольно сформировали у нас представление о дореволюционном времени как об эпохе без цвета — когда без того суровые фигуры сплошь облачены в черно-белое. Однако уникальная технология Прокудина-Горского позволила сломать эти стереотипы и взглянуть на цветной мир Российской империи. На фото-артефактах зафиксированы обыкновенные крестьяне и горнозаводские рабочие — однако большинство из них одето в удивительно яркие салатовые, голубые, малиновые и фиолетовые рубахи.

Второй излюбленной темой ПрокудинаГорского стала железная дорога — символ экономического роста и индустриализации того времени. В конце XIX века на Южном Урале было проложено Самаро-Златоустовское железнодорожное полотно, признанное одним из самых выдающихся в стране с инженерной точки зрения (по большому количеству и разнообразию сооружений). Фотографа интересовало не инженерное чудо как таковое, а его рациональное расположение в непростом уральском ландшафте — консенсус рукотворного и вечного. В большом количестве он фиксирует железнодорожные станции на фоне нетронутых ландшафтов, вписанные в узкие ущелья пути, огромные фермы мостов, перекинутые через реки. Всё это для Прокудина-Горского не просто красивые пейзажи, а подлинные свидетельства развития инженерной мысли на Южном Урале.

На Бакальском руднике. 1910 год

Осколки «горнозаводской цивилизации»

Третья и, пожалуй, самая самобытная южноуральская тема Прокудина-Горского  это заводские посёлки, металлургические предприятия и их рабочие. В Златоусте, Сатке, Катав‑Ивановске и Каслях он подробно фиксирует осколки огромной горнозаводской «цивилизации» — уникального культурного феномена, сформировавшего уральскую идентичность. Многие предприятия, на которых побывал Прокудин-Горский, живы по сей день и являются промышленными брендами региона.

В количественном отношении и нетривиальности сюжетов более всего повезло Златоустовской оружейной фабрике и Каслинскому заводу художественного литья. В Златоусте фотограф делает более сорока снимков заводских экстерьеров, внутреннего убранства цехов с аутентичными машинами и последовательной выделки продукции (ножей, вилок и холодного оружия) от заготовки до финального изделия. Последнее говорит о том, что Прокудин-Горский ставил перед собой в том числе просветительскую задачу. Приоткрывая тайны производства, он вступал на почву научно-популярного жанра — хотя, конечно, не мыслил себя в подобных категориальных ограничениях. Но совершенно очевидно, что его целью были не постановочные снимки изящных изделий, а рассказ о технологии производства легендарной Златоустовской фабрики, снабжавшей холодным оружием всю российскую армию.

На Каслинском заводе Прокудину-Горскому удаётся сделать колоритный портрет мастера за формовкой художественного литья, заснять внутреннее убранство цеха и поймать в объектив целую группу рабочих.
Сегодня все снимки Прокудина-Горского оцифрованы, отретушированы и доступны для просмотра из любой точки мира. Самые богатые и грамотно аннотированные коллекции можно найти на сайте Библиотеки Конгресса США и портале «Наследие С. М. Прокудина-Горского».

Pin It on Pinterest

Share This