Что мы знаем о насилии в семье? Знаем ли мы, как близко оно от нас, как рядом оно, буквально за соседней стенкой? Мы, живущие в теплых квартирах, строящие карьеру, воспитывающие детей? Ну признайтесь честно, вы ведь считаете, что насилие – это то, что вас не коснется никогда? В ваш благоустроенный дом оно не вхоже? Да что вы вообще считаете насилием? Елена Анисимова, частнопрактикующий психолог, знает ответы из жизни. Вот простой пример: женщину избил муж. Жестоко избил, синяки, кровоподтеки, сломанное ребро. Это, конечно, насилие. А если муж на жену просто накричал, довел до слез, истерики и бессонницы – это насилие? Или вы это объясните чудесным выражением «милые бранятся – только тешатся»? А ведь это насилие в чистом виде, ничуть не менее деструктивное, чем рукоприкладство.
Задумайтесь: психологи выделяют как минимум 4 виды насилия в семье: физическое, психологическое (эмоциональное), сексуальное и экономическое. Какое из них ваше? Никакое? Позвольте усомниться. По статистике четыре из пяти человек в той или иной форме сталкивались с этим явлением в своей жизни. Неужели ваш муж никогда не принуждал вас к выполнению супружеского долга? Или ваша жена не забирала всю зарплату, выдавая вам лишь жалкие крохи? И откуда же тогда взялись головная боль и заначки?
По данным МВД РФ, ежегодно 35 тысяч детей уходят из дома из-за домашнего насилия; ежегодно 9 тысяч женщин погибает от рук своих мужей и сожителей; каждые 2 секунды в России подвергаются избиению женщина, ребенок или пожилой человек. Последствия этого явления тяжелы не только для узкого семейного круга, где проявляется насилие, но и для последующих поколений, поскольку дети, перенимая «нормы» взаимоотношений в родительской семье, зачастую воспроизводят их в собственных семьях. Мы растим моральных уродов, учим их на собственном примере, а потом собираемся на ток-шоу и всплескиваем руками: «Откуда они такие? Мы в их годы такими не были!!»
Да, мы не искали на улице беззащитных бомжей, не забивали их палками, снимая все происходящее на телефон, не выкладывали потом жуткое видео в Интернет. Но, можете быть уверены, это не следствие нашей высокой моральности. Дети – наше зеркало, они транслируют в мир все то, что мы стараемся скрыть за железной дверью квартиры. Мы аморальны, разложены, развращены. Мы не считаем чем-то зазорным выяснять отношения на повышенных тонах, с матами и кулаками, мы даже находим в этом определенный драйв, так сказать, подогрев для устоявшихся отношений.
Вот такой парадокс: с трибун нас призывают создавать семью, рожать детей. А официальные данные убеждают нас в обратном: в числе тех, кто никогда не сталкивался с насилием в семье, согласно исследованию, которое провели в Уральской академии государственной службы, присутствуют: холостые челябинцы (27%), вдовцы (18%), одинокие (33%), не имеющие детей (33%), проживающие отдельно от других родственников (43%). Вот оно, решение – хочешь быть гарантированно защищен от насилия, живи один!
* * *
Кстати, о защите. Есть ли она? Кому-то удавалось ее добиться? Одну женщину регулярно избивал сожитель. Сначала ее – она терпела по исконно русской идиотской традиции, потом переключился на двух ее дочерей, и тут чаша терпения переполнилась. Ничего нового не открою: женщина вызвала милицию, сожителя задержали, отправили в ЛТП (дело было еще в 90-х, они тогда еще работали). И что? Вышел он, снова пришел в семью, и все снова покатилось по накатанной. Пока бедную женщину не нашли убитой на лестничной площадке. Виновного не нашли, разумеется.
Конечно, надо было забрать дочерей и уйти. Бросить квартиру, семейный быт, уйти в никуда, спасти свою жизнь. Но как далеко надо бежать, кто знает?
Другой случай из практики. Елена, молодая девушка, привлекательная, успешная (эту характеристику я специально даю для тех, кто уверен, что все жертвы -забитые с детства «серые мыши») познакомилась с молодым человеком. Через некоторое время они стали жить вместе. Она рассказывала подругам: «Андрей такой властный, такой решительный, настоящий мужчина!!»
Через месяц восторги утихли, и Лена как-то присмирела. Перестала ходить с подружками в кафе, редко звонила, старалась говорить тихим голосом, выглядела съежившейся, как зверек под холодным дождем. Спустя еще полгода ее внезапно словно прорвало. Лена позвонила подруге, и захлебываясь словами, начала рассказывать: «Он постоянно мною недоволен! Он кричит, ругает меня, замахивается, забрал все мои документы, банковскую карту, выбросил все мои вещи, заставляет меня ходить в одной юбке и кофте, грозит убить и меня, и себя, если я от него уйду!!». Ей удалось вырваться, подруги помогли тайком убежать, посадили на автобус и отправили в Нижневартовск, потом с участковым забрали оставшиеся вещи и документы. Думаете, истории конец? Лена вышла замуж, ждет ребенка, но по-прежнему просыпается по ночам в страхе: вдруг найдет? вдруг этот кошмар вернется? А ведь они даже не успели создать семью, официально оформить отношения.
Поймите: ничто и никого не может гарантированно оградить от насилия. Сегодня ваш муж – успешный бизнесмен, гордый собой и своей семьей. А завтра его дела пошатнутся, благосостояние упадет, он начнет пить – и вот вам классический образчик семейного агрессора, вымещающего свои неудачи на близких. И эта внезапность перемены всегда поражает: как стремительно и глубоко в бездну срывается человек. Еще вчера «слуга – царю, отец – солдатам», а сегодня его прихода с работы с ужасом ждут жена и дети, выбирая углы потемнее, чтобы было где спрятаться.
* * *
Кстати, общество давно признало одной из главных причин насилия в семье алкоголизм, пьянство и наркоманию. Иного варианта ответа можно было и не ждать. Большинству наших граждан достаточно хорошо известны социально-демографические проблемы современного российского общества. Алкоголизм и наркомания играют не последнюю, а, возможно, и главную роль в негативном воздействии на социальные процессы. По мнению женских общественных организаций, алкоголизм и наркомания ежегодно разрушают тысячи российских семей. Причем, в настоящее время актуальна проблема не только мужского, но женского и даже подросткового алкоголизма. Пьянство практически в стопроцентных случаях приводит к проявлению насилия в семье.
Насилие проникло почти в каждую семью, опутало своими сетями наше общество, пустило корни и расцвело буйным цветом. Но виноваты в этом не только те, кто позволяет себе ударить кулаком в лицо жене, дать подзатыльник ребенку или обматерить старушку-мать. Вот вы, лично вы, готовы вступиться за жертву? «Зачем я буду лезть в чужие дела, у них своя семья, они сами разберутся?», «Вот вмешаюсь, мне же еще и попадет» – разве не так вы подумали? А потом мы жалостливо спрашиваем, видя, как соседка прячет синяки под темными очками: «И как ты только это терпишь? Выгнала бы его, и дело с концом». Лицемерная забота, лицемерное сочувствие, лицемерное общество. В этом виноваты все, каждый из нас. Молчат жертвы, напуганные и беспомощные, молчат власти, безразличные и отстраненные, молчат свидетели, их хата с краю. И только насильники гордо рассказывают дружкам, уверенные в своей безнаказанности: «Я вот своей вчера врезал, теперь будет знать!». Так и живем.