Вы друг другу понравились с первого взгляда?
Ирина: Мы познакомились в поезде. Я с подругой и её сынишкой ехала в Крым, он с другом – в том же направлении. Скажите, кто из мужчин в наше время может часами читать наизусть Цветаеву? А он мог! Два дня пути я слушала стихи, вперемешку как собственные стихи Андрея, так и любимой Цветаевой. И понимала, что это мой мужчина. Кто-то сказал, что сказки живут рядом с нами, надо только разглядеть, где и когда они начинаются… Моя сказка родилась под стук колес. Я нашла Его.
Андрей Викторович, а вы поняли, что эта женщина ваша?
Мне пришло осознание, что нашелся человек, кому я нужен и дорог, и не нужно артачиться, быть Евгением Онегиным, потом возвращаться… А смысл? Это дар Божий, ты можешь от него отвернуться, но я отвернуться не смог и правильно сделал.
Вы много путешествуете вместе?
Ирина: Мы никогда не путешествуем отдельно друг от друга. Вместе открывать новые грани неповторимости жизни интереснее, есть с кем поделиться эмоциями.
Андрей: Мы всегда вчетвером, и детей не оставляем. Наши знакомые спрашивают: почему вы от них не отдыхаете? Но без детей – это не отдых, потому что голова всегда болит о них… Когда сыну было два года, мы поехали на Кипр…
Ирина: …и весь самолет удивлялся: мы с подушками, игрушками, горшками… Я всегда хочу, чтобы детям было комфортно, как дома, даже на борту самолета.
Значит, основа семейного счастья – единство?
Андрей: Правильнее будет сказать – единство интересов при понимании потребностей каждого. Неправильно равнять всех под одну гребёнку. Но при этом каждый должен понимать, что есть некая общность. И если мы донесем эту мысль до детей, то это будет наша самая большая победа!
Ирина: …А если кого-нибудь нет дома хотя бы пару дней, то чего-то не хватает, квартира становится пустой. Появляется тишина, и она напрягает.
А есть такая страна, где вы хотели бы остаться?
Андрей: Остаться мы хотели бы здесь. Одно дело наслаждаться какими-то вещами в определенной стране, но ведь жить и наслаждаться – это разные вещи. Следует вырастать из стереотипа, что надо покидать Россию, что здесь ничего хорошего никогда не будет, и нужно бежать. Если жить с такими мыслями, то никогда и не будет. Хотя, конечно, ситуации бывают разные в жизни.
Ваш муж вас удивлял?
Ирина: Первые пять лет Андрей меня все время удивлял. Он писал такие стихи, я даже хотела издать книгу с его стихами. И потом, когда жили вчетвером на двенадцати квадратных метрах…
Андрей: …приходилось удивлять! (смеется)…Да зачем удивлять? Не надо никаких удивлений, должно быть ощущение спины: я знаю, что у меня есть любимый человек, и это чувство гораздо важнее любого удивления – что, мол, было плохо, и вдруг стало хорошо. Нужно, чтобы всегда было хорошо.
А чего в браке допускать нельзя?
Андрей: Нельзя допускать ущемления своего я. Неправильно, если ты принёс себя в жертву, тогда ты теряешь свою ценность, потому что ты не тот, за кого выходили замуж или на ком женились. Человек интересен, когда он сохраняется как личность… Главное – невозможность быть без другого человека. И когда понимаешь, что любимого человека может не стать, то словно часть твоего «я» отрывают, и ты остаешься незащищенным и голым перед жизнью.
Ирина: …Однажды я легла на операцию, и первое, что увидела, открыв глаза, как передо мной стоит муж. И я поняла, до какой степени ему дорога… Родной человек взял частичку моей беды на себя, и она исчезла.
Андрей: В этом-то и вся ценность брака. И еще – именно женщина делает мужчину. Без неё мужчине тяжело состояться. В этом есть изначальная библейская правда: рядом с мужчиной должна быть женщина.