Встретиться с главным врачом челябинского медицинского центра «Наркология» на практике оказалось непростым делом. Андрей Власов, как практикующий нарколог, недостатка в пациентах не испытывает.
Скажите, а почему Вас именно сейчас вдруг взволновала тема детского алкоголизма? Нужна шокирующая тема? Странно… Это явление уже до такой степени частое, что стало вполне обыденным, и уже давно никого не шокирует. Я лично впервые увидел таких детей несколько лет назад, когда работал заведующим в женском наркологическом отделении. Это были дети моих пациенток. Конечно, теорию по вопросу детского и подросткового алкоголизма я к тому времени знал в полном объёме, но встречать малолетних алкоголиков как-то не доводилось. Чем отличаются от взрослых? Алкоголизм – очень демократичная болезнь, она на всех действует одинаково, и признаки её едины для всех. Основной удар при алкоголизации принимают на себя головной мозг, сердце, печень и почки. Но я вам авторитетно заявляю, что в организме нет ни одного органа, который бы не страдал при употреблении спиртного. Дети, разумеется, спиваются быстрее, чем взрослые, начинают отставать в развитии, вред от алкоголя для них гораздо больший, последствия более тяжелые. Но в целом – что детский, что взрослый алкоголизм протекают по одним и тем же законам.
Алкоголь – яд! Здесь не может быть другого мнения. Если, например, выпить литр воды, а затем литр спирта, то получим совершенно разные результаты. От воды – какие последствия? Ну, в туалет лишний раз сбегаете. А вот такое же количество этилового спирта вас просто убьёт, так как это смертельная доза для любого, даже самого здорового человека. Отсюда и статистика: каждый второй мужчина в Российской Федерации, в возрасте от 15 до 54 лет, умирает от алкоголя или последствий алкоголизации.
И весь ужас в том, что мы – взрослые, сами убиваем и калечим наших детей. Вы удивитесь, но многие из тех женщин, которых я лечил в спецотделении, намеренно приучали своих сыновей и дочек к выпивке. Вроде как – «чтобы одной пить нескучно было». Вы на этот факт совершенно справедливо возмутитесь и скажете: «Какие плохие матери! Вот я бы своему ребёнку никогда, ни за что! Да пусть мой только попробует где-нибудь выпить!» Да, в нормальной, здоровой семье все попытки ребёнка попробовать алкоголь где-то на стороне обычно быстро пресекаются самым серьёзным образом. Но неужели вы никогда не слышали пьяных уговоров на семейных праздниках: «Давай, сынок, выпей, тебе уже можно, тебе уже 15. Пиво – это не алкоголь. Со мной можно.» Или: «Ну, ничего, что ей всего 13, это же шампанское, ну, Новый год всё-таки…». А некоторые и вовсе заставляют детей чокаться газировкой со взрослыми, приучая их к алкогольным традициям. И эти люди ничуть не лучше тех моих пациенток: поощряют, заставляют, подают пример.
Вот вам реальный случай: привезли в наркологию мальчика, 12 лет, белая горячка, пивной алкоголизм. Откачали, откапали, привели в чувство. Спрашиваем: как так? А он гордо (!!!) отвечает: «А что, я же не быдлячье пойло пил, а крутое пиво, дорогое, специально для молодых и крутых! Да вон, у меня батя почти каждый вечер пиво пьёт, и ничего! Евроокна у нас дома, плазменный телевизор, машину недавно купили». Вы понимаете? Пиво в «сосках» – удел бедных и беднейших, а хочешь быть крутым – пей дорогое пиво, «как батя». А ведь его отец не алкоголик, в общепринятом понимании. Но в белой горячке сына виноват именно он, потому, что 8 бутылок 5%-ного по содержанию этилового спирта пива равняются бутылке водки. Даже если мальчишка за вечер выпьет 1-2 бутылки пива, то это будет равняться 60-120 мл водки. Немного? Но ему всего 12 лет, и весит он в 2-3 раза меньше взрослого мужчины! Вот и получается, что эти 60-120 нужно умножить на 2-3. И это – за вечер! Именно такой алкогольный «нокаут» получает растущий организм при употреблении «смешных» для взрослого человека доз.
Или другой пример. На моих глазах подвыпивший мужчина в магазине зычным голосом отдавал команды: «Давай, сын, выбирай всё, что хочешь! Газировку? Бери! Шоколадку? Бери! А я себе пива возьму! А ну-ка, дайте я пройду!» И рядом с ним маленький мальчик, 3-4 лет, восхищёнными глазами смотрящий на отца, как на супергероя: папа выпил, папа добрый и сильный, его все боятся. И подсознательно именно эту модель поведения он и перенесет в свою взрослую жизнь.
Сейчас у нас деревни вымирают, спиваются. Раньше такого не было, конечно, но отношения с алкоголем у крестьян всегда были неоднозначные. Один дед рассказывал, что в старину в глухих деревнях, где до ближайшего райцентра сто вёрст по бездорожью, люди сами вершили суд: убийц, насильников, пьяниц просто-напросто выводили за деревню и убивали в лесу. А другой знакомый рассказывал (это уже ближе к нашему времени), что в деревне, где прошло его детство, строго-настрого запрещалось выпивать в страду – надо сено косить, потом сгребать в копны, затем в зароды, потом нанять тракториста, привезти… А как только работа закончена, сами бабушки, которые для всех детей всегда были, есть и будут – средоточие мудрости, правильности и заботы, доставали запотевшие бутыли с самогоном и как награду ставили их на стол. И что, по-вашему, должен думать ребёнок? Что алкоголь – это приятно, это ценность, это награда, которую надо заслужить, и если ты хорошо поработал, то только тогда тебе дадут алкоголь. Можете быть уверены – как только он достигнет определенного возраста, он начнет себя награждать: за сданный экзамен, за пройденное собеседование, за проведенные переговоры… Да мало ли поводов выпить?
Вообще с пониманием проблемы алкоголизма в нашей стране всё достаточно сложно, мало разъясняющей информации. А ведь есть чёткие международные критерии и нормы, разработанные, исходя из физиологических особенностей организма. Так, например, в мире считается, что доза алкоголя, наносящая минимальный вред здоровью и не провоцирующая развитие каких-либо заболеваний у взрослого мужчины весом в 70 кг равняется 10 граммам чистого спирта в месяц. В перерасчете на алкогольные напитки это: 25 мл. водки, или 50 мл. вина, или 330 мл. пива. В Европе даже существует такое понятие как «one drink», равное данному количеству алкоголя и на пивной кружке оно отмечается красной полосой. Как только вы переходите эту черту, вы, однозначно, наносите существенный вред своему здоровью, а также входите в ту фазу взаимоотношений с этиловым спиртом, когда риск развития алкогольной зависимости резко возрастает. К тому же, развитию ярко выраженной физической зависимости предшествует малозаметная психическая зависимость, когда человек может не пить месяцами, а алкоголизации происходят только по определённым, существенным поводам. Такой человек не вызывает наркологической настороженности не только у медиков, но и у близких, хорошо знающих его людей. Однако, если на предложение пойти попить пива у вас на лице вдруг появилась неосознанная улыбка, то, возможно, это признак зарождающейся проблемы с алкоголем. Вам приятен сам факт, сама возможность выпить. А это уже тревожный звоночек.
В 2009 году в Челябинске было поставлено на учёт около 2000 вновь выявленных больных алкоголизмом, среди которых около 800 подростков. Почти 50%. Это запредельные цифры, такого никогда раньше не было! В Советском Союзе тоже были подростки-алкоголики, но лечили их в специализированном отделении при психиатрической больнице, потому что пьющий несовершеннолетний – это воспринималось как грубое психическое расстройство, и страдали им, в основном, дети-олигофрены и дети-шизофреники. В настоящее же время дополнительно к имеющемуся психиатрическому отделению открыто подростковое (!) отделение при областной наркологической больнице. Отделение для детей – не олигофренов, не шизофреников, а здоровых детей – алкоголиков, наркоманов, токсикоманов. Парадоксально звучит, правда? Здоровый ребёнок – алкоголик. Но, тем не менее, это факт: отделение на 15 койко-мест, и, значит, данное отделение востребовано, значит, детский алкоголизм мы с вами не придумываем.
Детям и подросткам в этом возрасте свойственно любопытство, они стремятся всё попробовать, утвердиться в компании. Доступность алкоголя у нас крайне высокая: хочешь – покупай пиво, хочешь – покупай себе джин-тоник, никто тебе слова не скажет. Когда я рос, молодые парни тоже покупали пиво, но прятали его в целлофановый пакет или бидон из-под молока, чтобы, не дай Бог, никто из прохожих не увидел. Это ж позора не оберёшься, отчитают так, что навсегда забудешь про пьянку! А сейчас всем всё равно. Попустительство, непростительное, преступное равнодушие! Недавно «Молодая Гвардия» (молодежное крыло партии «Единая Россия») проводила акцию – посылали ребятишек заведомо младше 18-ти лет за пивом. Происходило это всё не в какой-нибудь глухой деревне, а в центре города Челябинска – на Кировке и на площади Революции. И ни один продавец не отказал! Дети покупали эту отраву совершенно свободно. С продавцами проводились беседы, выписывались штрафы. А через день-два у этого же продавца, в этом же ларьке, ребёнок снова покупал алкоголь. А если ему откажет продавец, так можно прохожих попросить. И ведь купят, не сомневайтесь!!!
У детей сейчас стёрта грань «можно-нельзя», «опасно-неопасно». Они стали жертвами информационного потока, рекламы, глобальной промывки мозгов. Сколько бы мы ни заставляли, ни убеждали, ни взывали к совести производителей алкоголя, они получают такие космические прибыли от того, что травят нас и наших детей, что никогда не остановятся! К тому же наши законы играют им на руку. Вы разве не знаете, что законодательно пиво не является алкогольным напитком и поэтому свободно продаётся в киосках в любое время суток?! Единственное, что мы с вами можем сделать для своих детей, хотя бы в рамках семьи – своим примером дать малышу понять: береги себя, люби себя, не допускай, чтобы на твоём здоровье наживались коммерсанты. Борьба с алкоголизмом, по большому счёту – это не забота государства, это наша с вами война за счастье и будущее своих детей.