СЕМЬЯ: образование
Фото: Игорь Ляпустин
-У меня было три места работы, три школы, и все очень мощные, и все директора очень классные. Сначала 94‑я школа, там я вела историю, потом перешла в 26-ю школу. И случилась такая штука, мои дети из 26‑й по результатам олимпиады обогнали 31-й лицей. Тогда мне позвонил Попов, спросил: «Не хотите ли ко мне прийти?» Я пришла, мы поговорили, год я проработала в лицее совместителем, а потом вот перешла сюда. Я какое-то бесконечное число лет здесь уже работаю, мне так кажется.
-Мне о вас все с восхищением рассказывают: обычный учитель и воспитывает победителей Всероссийской олимпиады по экономике, победителей международных конкурсов. Как вам это удаётся, есть какой-то секрет?
-Наши дети говорят, что олимпиаду выиграть проще. С их точки зрения, олимпиада — тот самый лифт, который помогает решить все проблемы: выиграть — значит точно поступить, и ты уже не завязан на ЕГЭ. Проще выучить для олимпиады один предмет, а не четыре. Рациональность такая. На олимпиаду нельзя «натаскать». Нужны знания, а это — каждодневная работа. Олимпиаду может выиграть любой человек, главное — обозначить цель и работать.
-Как я правильно поняла: вы сами любите олимпиады?
-Да, испытываю драйв. Просто я сама люблю олимпиады, люблю это «движение» состязаний. Я сама закончила школу с химическим уклоном, и у меня абсолютное второе место по России по химии.
-Олипиадник — это какой-то особый типаж?
-Необязательно. Вот сегодня ученик выиграл олимпиаду, взял золото по информатике, такой герой! А тут сдать забыл, там забыл — ему, наверное, можно простить многое, ведь он такой гений. История вам из жизни: у меня был олимпиадник, живёт в Америке, сделал совершенно феноменальную карьеру в крупной компании, сколько там у него сейчас нулей в зарплате, даже не представляю. В 10-м классе у него «двойка» по английскому. Такая махровая двойка, и учитель, и он сам поставил на себе крест. И вот в 11-м классе у него победа на олимпиаде, ему предлагают поступить и бесплатно учиться в Международном институте экономики и финансов, сразу два диплома по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета. Правда, всё обучение проходит на английском. Не только математика, но и философия, и все остальные предметы. И вот он едет домой и спрашивает, а что я там делать буду, я же языка не знаю. За полгода пришлось наверстать, и ведь в итоге как-то он там учился и прошёл собеседование в международную компанию. Буквально вчера с ним разговариваем, а он: «Извините, сейчас у меня придёт учитель… английского!» Представляете! Наши дети тем и интересны: если поставлена цель — они к ней идут.
-А много желающих готовиться к олимпиадам?
-Иногда даже смешно! Многие думают, что экономика — это про деньги. И вот сентябрь, и запись в кружок по экономике, новые дети — восьмиклассники, в коридоре протолкнуться невозможно, вся параллель пришла записываться. И все ждут, зайдут в кабинет, и я им раскрою 1001 секрет, как стать миллионером. Пришли, и первый урок, и второй — а рецепта я не дала, их всё меньше и меньше. Остаются те, кому это действительно интересно. Много с ними работаем. Даже после победы. Вот наш серебряный призёр Международной олимпиады по экономике 2021 года Боря Иванчиков. Казалось бы, молодец, он уже сделал всё, и я ему сейчас зачем? Но мне лестно — он продолжает советоваться, сверяет со мной свой каждый шаг.
-Но всё-таки школьный учитель — не бизнесмен и не руководитель госкорпорации?
-Не скажите! Вот вам пример: в Латвии по-прежнему есть завод РАФ — он выпускал советские «рафики», которые сейчас никому не нужны, но завод остался. Градообразующее предприятие и люди, которые от него зависят. И вот нам надо было придумать, что с этим делать. Конечно, не дети этим должны заниматься, но вы представляете, какую мощную работу они должны были сделать, чтобы пройти и ещё занять первое место? И на это даются всего лишь сутки. За это время надо успеть посмотреть и проанализировать весь предыдущий опыт, что там сейчас происходит, всё рассчитать. У ребят действительно мощная работа получилась, там ведь экология, природа, а сейчас экотуризм активно развивается. И они всё сами сделали! Правда, мне всё-таки позвонили, «посмотрите, переживаем.» И это хорошо, значит, уважают. Но в 11-м классе, как правило, дети уже сами способны выстроить траекторию. Знают, что для них важно, что неважно, я уже больше советчик.
-А бывает, что к вам приходят дети или родители и говорят: «Хотим выиграть Всероссийскую олимпиаду»?
-Легко!
-А что нужно для этого?
-Ходить на кружок по экономике, делать домашние задания, читать правильные книжки — и выиграешь.
-В чём специфика олимпиады по экономике?
-Олимпиада по экономике похожа на математику. Нужно знать теорию, уметь решать тесты, задачи. И чем дальше уходишь от регионального этапа, тем важнее общий кругозор. Лет пять назад на Всероссийской олимпиаде разрешили официально брать с собой… шпаргалки. Лист А4, и пиши на нём, что хочешь. Зачем? Всё просто — на Всероссийском этапе уже нужно показать своё экономическое мышление. Им предлагают не только кейсы — решение поведенческих задач. Сейчас в нашу жизнь активно вошло такое понятие, как поведенческая экономика — это уже стык социологии, психологии, политики, права, и здесь, конечно, нужен общий кругозор. И я говорю детям: «Читайте». Не только учебники — научно-популярную литературу, художественную. И знаете, очень приятно слышать, когда твои ученики читают «Финансисты» Драйзера и им нравится.
-Олимпиада научная и спортивная похожи?
-Везде нужна работа! И часто так бывает, что не хватает каких-то десятых балла до первого места, и ты второй. Бывают очень умные, талантливые дети, но они не могут справиться с эмоциями. Мы даже думаем, чтобы принять в команду специалиста, который мог оказать психологическую помощь. Не нервничать и не срываться — олимпиада должна приносить удовольствие. Как говорит Попов, «играть нужно, играть». Конечно, важно, чтобы мои ученики побеждали — мою работу оценивают, в том числе по результатам этих олимпиад. Но послушайте, 140 самых лучших учеников со всей страны, вот куда тебе нужно зайти. Я не ставлю цели, чтобы у меня занимались только олимпиадники, важнее развивать экономическое мышление, чтобы дети понимали, почему такая жизнь.