+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Вся правда про вино и виски

Врач-нарколог Дмитрий Пыхонин развенчивает мифы об алкогольной зависимости

СЕМЬЯ: здоровье

Текст: Анна Галиулина
Фото: Инна Захарова
Дмитрий Пыхонин

Основной миф о лечении алкоголизма в России  — это миф о кодировании. Что такое кодирование? Есть особые препараты, которые реагируют на алкоголь  — вызывают токсическую реакцию при его употреблении. Это похоже на аллергическую реакцию. Алкоголь поступил, и начинается: падает давление, начинается удушье и нарушение сердечного ритма. Но употребление этих препаратов не решает проблему зависимости. Все хотят получить быстрый результат, хотя зависимость, может, копилась годами. Пациенты не хотят слышать о каком-то лечении, а хотят «уколоться»  — и всё! Но нельзя просто сделать какой-то укол, и человек перестанет «употреблять». Это сказка, в жизни такого не бывает. Зависимость многогранна  — есть психические и физические факторы. В нашей практике редко встречаются пациенты с алкогольной зависимостью, которым просто бы нравился вкус алкоголя. Алкоголизм часто результат психических или психологических проблем, но в некоторых случаях он  — причина для их развития.

Алкоголь не расслабляет и не успокаивает. В результате регулярного употребления алкоголя снижается выработка нейромедиаторов головного мозга и определённых веществ, которые обеспечивают спокойствие, отсутствие тревожности, нормальную реакцию на стресс, эйфорию и удовольствие, хороший сон. Возникают самые частые психические нарушения: депрессия, тревожное расстройство, смешанное тревожно-депрессивное расстройство, хотя раньше у человека их не было. Или обратная ситуация, когда человек длительное время страдает от депрессии, тревожного расстройства и находит для себя самый простой выход  — алкоголь. Да, на время приёма спиртного острота этих расстройств притупляется, но в целом их течение утяжеляется. Проблема в том, что многие пациенты не хотят это понимать. Они считают, что это просто алкоголизм, и никакими психическими расстройствами они не страдают. Благодаря современной фармакологии такого рода психические нарушения исправляются достаточно эффективно. От них можно избавиться навсегда.

Мифы об антидепрессантах. Основной миф  — они вызывают привыкание. К современным антидепрессантам никакого привыкания быть не может. Привыкание  — это когда под действием препарата произошла перестройка собственной биохимии. Организм перестаёт вырабатывать свои вещества, так как он получает их ежедневно извне, даже из того самого алкоголя. Соответственно, если человек перестаёт употреблять алкоголь, настроение ухудшается. Без алкоголя человек не может спать, становится тревожным, беспокойным, раздражительным. Так и формируется привыкание. Это и есть зависимость. Антидепрессанты не дают организму эти вещества, напротив, они помогают запустить выработку собственных нейромедиаторов и стимулируют активность соответствующих нейронов. Многие думают, что после антидепрессантов они будут, как зомби. Да, есть такие сильные препараты, однако в наркологии они применяются очень редко. Современные препараты позволяют человеку вести обычный образ жизни: ездить за рулём, заниматься спортом, работать, общаться с людьми.

Быстрого излечения от алкогольной зависимости не будет. Есть такие люди, которые ждут от терапии быстрого эффекта. Если они не получили его через неделю, то бросают это дело. Лечение алкоголизма  — это длительный и комплексный процесс. Человеку нужно настроиться минимум на полгода. Быстрее не бывает. Печень длительное время перестраивается на безалкогольную деятельность, и, соответственно, нейромедиаторы, которые были нарушены, тоже восстанавливаются. Это не быстрый процесс. Иногда это занимает и год, и два.

Нравится ли мне моя работа? Вот приходит человек, и ты понимаешь, что ему нужна помощь. Тогда ты начинаешь говорить с ним о его проблемах, вместе с ним выясняешь их причины. Тогда и возникает контакт с пациентом  — это самое главное. Он старается услышать каждую фразу, каждое слово. Пациент пытается понять механизм формирования у него зависимости, почему он перестал спать, почему раздражителен, почему не может совладать с желанием выпить. И достаточно тяжело работать, когда человека заставили прийти сюда друзья или родные, а у него нет собственной мотивации. «Достучаться» до такого пациента трудно, но возможно. Когда я вижу, что наша с пациентом совместная работа приносит плоды, я очень доволен.