когда читать Достоевского?
СТИЛЬ ЖИЗНИ: простой вопрос
«В 14 лет я впервые открыл для себя „Неточку Незнанову“. Из Достоевского это — „моё всё“. Очень впечатлил и сюжет, и судьбы героев. Перечитывал несколько раз. Студентом философского факультета видел в повести философию жизни. Позже, когда начал психоаналитическую практику, пересмотрел содержание в профессиональном ключе. И каждый раз открывал для себя много нового. Вообще, Достоевский поражает глубиной и точностью описания характеров. Не вымышленных, а самых что ни на есть реальных, жизненных. Читаешь и понимаешь: вот этот человек мне знаком, и этого я знаю, и вон того. Сейчас в моей домашней библиотеке полное собрание сочинений. Я перечитал всего Достоевского. Когда и в каком возрасте другим читать Достоевского, однозначно ответить нельзя. Он — автор достаточно сложный. Достоевский — продукт российской действительности, а у нас, как известно, философия была запрещена, в отличие от Европы, поэтому философия ушла в литературу. Скажу так: дело не в возрасте читателя, а в его интеллектуальной готовности. Не всем под силу осмыслить его сложные мыслеобразы и витиеватые логические последовательности»
«Достоевского надо читать. И надо это делать именно в старшей школе. Да, Достоевский „вывел“ на улицу некое сумасшествие. Сумасшедшему всё дозволено, что не есть хорошо. Но Достоевский как раз показал: эти его странные герои — именно живые люди. Им не чужды эмоции. Страх, любовь, радость, сострадание. Они, может, не всегда красивы, но все остальные на их фоне — неживые. И основная мысль по Раскольникову — это как назидание всех времён и народов: нельзя убивать другого человека. Раскольников убил старушек, но тут же убил и себя — обрёк на мучение и себя. Душевно и физически. Стал таким „картонным“ персонажем. Это касается и других таких же героев произведений классика, но именно через них автор „двигает“ свои идеи. Достоевский тем и хорош — он вывел эту формулу Наполеона с его крайним, таким болезненным индивидуализмом и вседозволенностью „крови по совести“. Почему подросткам и надо это объяснить: человекобожество — это фантазия. Как опасная и разрушительная черта сознания. Достоевский в своём творчестве психологически верен, тем и интересен для подрастающих»
«В XIX веке разделение на литературу взрослую и детскую только намечалось. „Айвенго“ писателя для взрослых Вальтера Скотта Карл Маркс подарил на день рождения пятилетней дочери (1849), а юмористический рассказ для взрослых Джона Хаббертона „Еленины детки“ (1876) стал культовой детской книгой для семейного чтения вслух. Достоевский — из той эпохи и подлежит тем же читательским практикам. Нет возраста, „подходящего“ для знакомства с ним. Для кого-то он останется недоступным и всегда будет вызывать ненависть у бывшего школьника, которого когда-то принудили читать классика в рамках школьной программы. А кому-то хорошо знающий своего, даже малолетнего ребёнка, родитель аккуратно подложит том Фёдора Михайловича: мол, глянь, вроде любопытно, интересно твоё мнение… Мне лично он пришёлся впору в 15 лет»