О книгах и времени
Признаюсь сразу, занят настолько, что на объемные произведения, не говоря уже про «Войну и мир» Льва Толстого времени нет абсолютно. Поэтому из литературы наиболее близки сейчас… сказки немецких писателей братьев Гримм. На ночь дочери их читаю. А если серьезно, то, возможно, я свой «норматив» прочитанной литературы выполнил в молодости, еще студентом, когда учился на философском факультете Уральского государственного университета. Сейчас же, если и удается почитать книгу, то только невеликую по объему. Быть может, поэтому это произведение и попало мне в руки. Это даже не книга, а сборник небольших новелл. Даже не новелл, а фельетонов, которые относятся не к Большой Литературе, а скорее, к публицистике.
Об идеологии
Я прочел два сборника. Причем один из них написан до революции, а второй – несколько позже. Интересно сравнить описания российского общества, сделанные до глобальных перемен, случившихся в 1917 году, и после. Реализм изображенных героев и событий тем более интересен, что все, собранные в сборниках короткие рассказы, изначально публиковались в периодической печати. Они готовились автором «с колес», в режиме журнального конвейера, у него просто не было времени что-то выдумать, приукрасить – все действующие лица рисовались с натуры.
При этом рассказы не перегружены идеологией, точка зрения автора на всё происходящее вокруг и описываемое им есть, а навязывания идеологии – нет. Некогда ему было…
О героях
В отличие от тех же Толстого и Достоевского автор произведения не стремился бытописать и исследовать с последующими выводами жизнь какого-то отдельного социального слоя. В героях его рассказов – все представители тогдашнего российского общества: от сапожника – до жандарма или депутата Государственной Думы. Не гении, не супермены, не «герои нашего времени» – самые обыкновенные россияне, дети и взрослые, без идеологических прикрас. Они и выделены-то из общей толпы рядовых российских граждан лишь по прихоти автора. От этого создается ощущение их близости, понятности, доступности.
О малом и вечном
На меня сильное впечатление произвел буквально один абзац – пять-шесть строчек. Я хочу их здесь просто воспроизвести дословно.
« … По зеленой молодой травке ходят люди в огромных, тяжелых сапожищах, подбитых гвоздями. Пройдут по ней, примнут ее. Прошли – полежал, полежал примятый, полураздавленный стебелек, пригрел его луч солнца, и опять он приподнялся и под теплым дыханием дружеского ветерка шелестит о своем, о малом, о вечном».
В этих строчках – квинтэссенция авторской мысли собственно всех его рассказов. Трава, примятая сапогом… Я прочел и через себя пропустил авторское ощущение жизни. Почувствовал тот миг, который пережил автор между реальными событиями, происходящими в обществе, и ложащимися на бумагу строчками его рассказов.
Это очень любопытное уравнение: малое и вечное. Вот эта мысль меня заставила задуматься и о жизни вообще, и о том, что хотел сказать своими рассказами автор. По его мнению, вечные ценности банальны и невелики: тишина, спокойствие.
Читаю книжку, а вокруг меня дочь бегает, играет, веселится…
О времени и быте
Я уже говорил, что автор не стремился покуситься на славу таких литературных столпов, как Толстой и Достоевский, поэтому художественная сторона его произведений явно «не фонтан». Не роман ваял человек, в газету писал, вот и приходилось соответствовать жанру. Зато есть правда быта и чувство времени. Но… Ощущения того, что действие происходит в начале ХХ века, то есть – 100 лет назад, нет! Всё вокруг предельно современное, родное, знакомое, наше. Может быть, этот феномен произошел как раз из-за того, что автор ничего не выдумывал. А Россия, выходит, за прошедшие 100 лет не очень-то изменилась. Нравы остались прежними… Взять хотя бы описанного автором депутата Госдумы. Понятно, что это не реальная фигура, а некий собирательный образ, но собран-то он и создан на основе реальных событий и конкретных людей. И до чего же народные избранники из рассказов прошлого века похожи на депутатов российского парламента сегодняшних дней. Или возьмите первый абзац рассказа «Мученик науки»: Провинциальные губернаторы предписали местной полиции следить за внешкольным поведением учащихся…». Эту фразу вы можете услышать сегодня вечером из уст диктора новостей Первого телеканала или «Вести-РТР».
О повторении
Могу честно признать, это книгу я не дочитал. Могу честно признаться – эту книгу я перечитывать не стану. Но помнить написанное и прочитанное буду.