Шкатулка сокровищ
СТИЛЬ ЖИЗНИ: отдых
Фото: Дмитрий Кочергин (предоставлены отделом фотонаследия Государственного исторического музея Южного Урала)
Легендарные горы, образование которых геологи относят к палеозою. 85 процентов территории покрыто густыми лесами: cветлые сосново‑берёзовые граничат на западе с тёмно-хвойными, на востоке — с лесостепью. Это настоящий естественнонаучный музей под открытым небом, где на сравнительно небольшой территории в несколько сот километров сосредоточены чуть ли не все известные миру горные породы и самые разнообразные минералы. Во всём мире нет подобного минерального изобилия — почти вся система Менделеева есть здесь. Мекка минералогов всего мира!
Первым его обнаружил в 60‑е годы XYIII века Александр Васильевич Раздеришин, российский учёный-минералог, он добывал в этих горах слюду и цветные камни. А местный казак Прутов стал знаменитостью, когда обнаружил в Ильменах жёлтые топазы. Солнечный камень, по легенде, изначально был солнечным лучом, поразившим злобного Василиска, заманивавшего путешественников в горы, обращаясь синеокой девой. Окаменели оба: Василиск стал синим кристаллом, луч солнца — топазом. Легенд здесь предостаточно, как и природных богатств. В горах обитают все представители уральской фауны, а флора представлена 830 видами высших растений. Слава о красоте этих земель давно вышла за границы Урала, да и России.
Кстати, про мальчика. Звали его Йоханес Менге, и был он сыном немецкого купца, у которого служил русский солдат, прозванный Мишелем Байка за словоохотливость. Он рассказывал мальчику истории о фантастической земле, полной сокровищ. Мишель-Михаил был лозоходцем и владел этим тайным искусством. Шли годы, Йоханес вырос, но мечтать о русском богатстве не перестал и в 1924 году отправился на Урал. Очевидно, Мишель помог ему отыскать правильные места с помощью лозы. Как ещё объяснить точное расположение копий и подводы, полные самоцветов, отправленные немцем в Берлин? Менге пришёл к профессору минералогии Розе, тот воскликнул: «Кто бы мог подумать, что в дикой России могут быть такие сокровища!» и скоренько отправился туда же. Позже Розе подробно описал Ильменские горы и первым назвал их естественным природным музеем.
Но музеем Ильмены стали не вдруг. Ещё в 1912 году академик В. И. Вернадский ходатайствовал о прекращении здесь частного горного промысла. Спустя пять лет начальник Горного управления ВСНХ РСФСР Н. М. Федоровский прочитал доклад о необходимости объявить Ильмены национальным парком по типу Иеллоустонского национального парка США. И только 14 мая 1920 года Председатель Совета Народных Комиссаров Ульянов (Ленин) подписал декрет: Ильменские горы объявлены минералогическим заподведником. Комплексным заповедником они были названы спустя ещё 15 лет. Так Ильмены стали одним из первых национальных заповедников в России.
Сколько озёр синими глазами выглядывают среди этих гор! Центральный хребет тянется от озера Ильменское до озера Ишкуль. На севере цепочкой пролились Силач, Иртяш, Касли, Увильды. Теренкуль и Аргази. В южной части гор — Кундравинское и Ильменское озёра, прозванные Чашковскими. Всего в заповеднике около тридцати озёр! Аргаяш, Малый Кисегач, Большое Миассово, Большой Таткуль. Самое глубокое — Большой Кисегач (34 метра), а главная достопримечательность — озеро Тургояк. Реки и ручьи размыли и расчленили хребет на отроги, прорезали глубокие логи. Самые глубокие получились вдоль речки Черемшанки, где устремилась ввысь на высоту 50 метров знаменитая Соколиная скала. Когда-то эта птица гнездилась здесь, сейчас же встреча с соколом-сапсаном — редкость и удача. С вершины скалы открывается потрясающая панорама: горные кряжи, долины рек, жидкая ртуть озёр и глубокий малахит хвои. На левом берегу Большой Черемшанки на 20‑метровую высоту поднимается утёс, обращённый к реке обрывом. Сверху он смотрится как останец с круглым полуметровым отверстием — ещё одна своеобразная достопримечательность Ильмен.
С 1990 года здесь открыт естественнонаучный музей, в котором собрано 9 тысяч экспонатов. В 1991 году в заповедник вошёл «Аркаим»…
А Менге подстраховался: обвинил лозоходца Мишеля Байка в колдовстве и сдал полиции. И в своих мемуарах, рассказывая о путешествиях по Уральским горам, «забыл» о нём упомянуть. Загадочный был человек этот Байка. Почти нищий солдат, отсидев положенный срок в берлинской тюрьме, спрятавшись от всех, доставал из потайного места свёрточек. И, разворачивая ветхую тряпицу, услаждал свой взор великолепными кристаллами, привезёнными из родной богатой Ильменской земли.