СЕМЬЯ: Школьная жизнь
Фото: Игорь Филонов
Школа ушла на дистант. И что, жизнь замерла? Как бы не так! Она закипела-забурлила, захватила в своё русло учителей, учеников, родителей, покрутила их основательно и вылилась в новый поток в поисках талантов и их поклонников. Помните популярную телепередачу «Алло, мы ищем таланты» — первое ТВ‑шоу, ставшее прорывом в СССР? Спираль истории поднялась на десяток витков и пришла к той же идее, но в IT-формате и другом сообществе. Лилия Емельянова, директор лицея № 95, делится опытом воспитания талантливых детей. В жёстких условиях дистанта.
«Добро» от президента
Директор лицея постоянно находится в zoomе: руководители российских школ бурно обсуждают законодательные нормы, вступившие в силу с 1 января. Из динамиков доносится фраза: «Ведётся системная работа по развитию талантов».
-Это правда? Школы занимаются этим сегодня?
-Мы стремимся к этому. Но здесь важно понимать, что работа с одарёнными детьми касается не только их успехов в академических предметах, но и занятий в системе дополнительного образования. Поскольку зачастую именно. они — будь то искусство, спорт, музыка, — становятся для ребёнка смыслом их жизни. Становятся его профессией.
-Школам дали больше свободы в этом направлении?
-Эту свободу нам дали ещё с 2013 года законом об образовании. А в прошлом году указом президента определены приоритеты в области воспитания и допобразования. Поэтому сегодня на съезде руководителей школ мы говорим о том, что ребёнка воспитывает не рабочая программа, а деятельность, в которой он участвует.
Революционный дистант
Порой время настаивает на радикальных переменах. Пандемия 2020 года привела к революционным изменениям во всей системе образования, отправив школы на дистанционный режим работы. Лилия Алексеевна даже с неким подъёмом вспоминает сегодня ту жутковатую весну. Когда все поняли, что дети не выйдут с карантина и придётся заканчивать учебный год удалённо, весь коллектив тут же прошёл экспресс-обучение с использованием IT-платформ. Затем вместе подумали, как сделать процесс обучения понятным и доступным, и разработали рекомендации, чек-листы, пошаговые инструкции. Обучили учителей — взялись за родителей. Мгновенно разослали google-анкету о наличии в доме интернета и компьютера. Кому-то предоставляли устройства, а там, где на один компьютер приходилось два школьника, делали гибким расписание занятий. Как только педагоги сами научились работать в zoomе, организовали родительские собрания, где дали родителям пошаговую инструкцию организации учебного процесса. И ежедневно в пять часов вечера проводили в zoomе так называемые тёплые встречи, где бурно обсуждали с коллегами новые возможности и новые проблемы.
-И как показали себя учителя в форс-мажорной ситуации?
-Я считаю, что наши учителя — герои! Они быстро мобилизовались. До сих пор как ценность храню нашу переписку в группе Вайбера первых месяцев изоляции.
-С чем вы тогда столкнулись?
-Учебные сайты стали подвисать из-за перегрузки, и нам пришлось выстроить огромную и чёткую логистику расписаний занятий. Поначалу всех охватила эйфория, ведь это было так необычно: сидишь дома и видишь на экране 33 иконки с детскими лицами.
-Представляю, как радовались дети…
-Конечно, ведь они очень продвинутые в этой части, могли поставить своё фото на заставку и делать что угодно. Эйфория прошла быстро, и мы поняли, что ребёнок не может сидеть 40 минут у экрана, слушая лекции в режиме «говорящей головы». И стали применять технологии смешанного обучения, когда ученик осваивал теорию самостоятельно и выходил в zoom на практические работы. При этом и роль учителя менялась: он наблюдал, как дети сообща справляются с поставленной задачей.
-Как интересно.
-Но самой большой проблемой для нас стал вопрос: как сохранить мотивацию ребёнка? Как снять стресс у школьника от количества проведённого у монитора времени? А у педагогов — от домашних заданий, высылаемых детьми в разных форматах. И мы придумали уникальную вещь — метапредметную декаду.
33 рабочих трека
Это НЕ уроки, а настоящие, живые мастер-классы! Педагоги ведут их, а дети — их активные участники. Исследователи и первооткрыватели. Учителя разделились на творческие тройки, не по предмету или параллели, а по объединяющему их интересу, который впоследствии вылился в тему мастер-класса, названную «треком». Их получилось ровно 33. Треки представили детям на выбор, главным критерием коего стал интерес ребёнка. Гениальная в своей простоте идея совместила два взаимодополняющих интереса — педагогов и детей. Результат получился ошеломляющим! На мастер-классе учителя и ученики в свободном формате раскрывают тему, причём каждый со своей точки зрения. Одним из самых резонансных получился трек «Уральский лыжный батальон». Или популярный трек «Спасибо деду за Победу». Вторым этапом дети готовили собственные проекты по выбранному треку. Собрать информацию, провести исследования, выстроить выступление и защитить его перед экспертной комиссией. Активно включились и родители.
-Вы, к примеру, знали, что на Южном Урале было 4 чайных фабрики? И педагоги не знали. Дети вместе с родителями добывали самую разную информацию и делились ею. Вместе с нашим сетевым партнёром педагогическим университетом мы просмотрели 1600 детских защит!
-Я видела одну по сказке «Гуси–лебеди», смеялась от души, когда учитель спросил мальчика: «Как можно использовать научную кашу?», и тот ответил вполне серьёзно — на обед. Похоже, удовольствие от происходящего получали все участники.
-И родители благодарили. Говорили: «Сколько интересного мы узнали вместе с вами!». Этот опыт был очень важным для нас: мы переломили негативное отношение к дистанту и подняли мотивацию всех его участников. Уникальность этой технологии ещё и в том, что в ней нет ограничений, рамок в выборе тем, составе педагогов, числе участников. Были треки, в которых участвовало 136 детей!
-Но если у вас так весело проходит дистант, может, и школа как здание не нужна, и в скором времени обучение полностью уйдёт в онлайн?
-Да никто и ничто не заменит живого общения! Оно играет ключевую роль в формировании эмоционального интеллекта личности, в её развитии и коммуникации. «Цифра» нам в помощь, а не мы в рабство ей.
-Как хорошо сказали.
-Не могу умалять возможности интернет-ресурсов, понимая, что тем мобильнее мы должны учиться работать с информацией. Искусственный интеллект всё больше помогает нам в разных областях, но если этот ресурс высвобождается, то он нужен для чего-то другого.
-Например, найти таланты у детей и развить их.
-В том числе. Но есть ещё человеческое, что должно быть развито в каждом ребёнке.
«Добрики» от Дедов Морозов
Директор рассказала о давней традиции, которая существует в 95‑м лицее уже восемь лет. Предновогодняя ярмарка, где дети сами выступают Дедами Морозами: не им дарят, а они выступают дарителями. Вместе с родителями мастерят поделки, чтобы «продать» их на ярмарке и получить «добрики». Обменивают по курсу 1 добрик — 1 рубль и на вырученные средства помогают больным детям. Каждый год на средства фонда покупают инвалидные коляски, протезы. Фонды «Искорка» и «Русфонд» активно сотрудничают со школой. Но именно дети выступают здесь активаторами: уже осенью начинают дёргать родителей и учителей, продумывать идеи поделок. И это далеко не единственный урок доброты, принятый в 95‑й школе. Этой зимой в продолжение трека «Экологический патруль» прошло много акций. Дети собирали крышечки, кормили птиц зимой, перед самыми каникулами провели акцию «Помоги питомцу». И сколько эмоций они испытывают в процессе! И сколько радости от понимания того, что приносят пользу.
В далёком-далёком 2013 году была первая наша благотворительная ярмарка. Мы собирали средства для нашей ученицы. Она заболела онкологией, и отчаявшиеся родители обратились в школу: «Помогите! Мы теряем последнюю надежду». Помню, как дети разбивали дома свои копилки… И как же они потом радовались, когда девочка вернулась в школу. Живая и здоровая.