Ольга Викторовна Толкачева – внучка польки Магдалины Дааб, приехавшей в Россию вслед за отцом, машинистом паровоза, в начале прошлого века. История для всех одинакова, отца Магдалины расстреляли в печальном 1937 году, она же к тому времени была замужем за бывшим моряком царской армии Толкачевым Евдокимом, которого судьба миловала, и долгие годы работал он начальником лесосплавов, объехав всю Сибирь.
Говорят, что от смешения кровей талантливые дети рождаются. Отец Ольги Толкачев Виктор Евдокимович – могучий и удивительно талантливый человек – рисовал, сам придумал и построил свой дом. Как и все его поколение трудился всю жизнь: Ветеран войны, Почетный гражданин Троицка, Заслуженный энергетик России. Что говорить, сейчас в возрасте 80 лет он водит машину, занимается садом и… делает модель корабля «Санта Мария», на котором Колумб открыл Америку, доказывая своим детям и внукам, что препятствий человеку в его творческих идеях и исканиях нет!
Ольга Викторовна Толкачева – внучка польки Магдалины Дааб унаследовала от отца рост, выразительные черты лица, волевой характер, упорство в достижении целей и необыкновенное трудолюбие. Длинноногая амазонка (так ее звали в общежитии Свердловского архитектурного института) профессию свою выбрала рано. В шестом классе увидела в краеведческом музее макет центра Челябинска: мосты, набережные, аллеи, удивительно гармонично сочетались с озеленением и благоустройством. Вышли с сестрой на улицу – старые домишки вокруг, неблагоустроенные дворы. «Город – это ведь как дом, в котором либо уютно и счастливо живется, либо нет»,– решила Ольга. Поездка всем классом в Ленинград окончательно закрепила выбор профессии: «Хочу, чтобы мой город стал красивым!»
На годы учебы выпало уникальное время – становление Свердловской архитектурной школы. В 1967 году была сформирована первая группа градостроителей. Преподаватели, увлеченные идеей градостроительства, в то время – друзья и соратники. Учителями были Десятов, ныне профессор, доктор наук, Дубровин – заслуженный архитектор России. Они и сегодня личности, учиться у них было счастьем. Можно много говорить о нынешнем поточном образовании, тогда же каждый из преподавателей мог уделить каждому рядовому студенту несколько часов времени, становясь для него не только преподавателем, а Учителем. Уходили из института вместе, ближе к полуночи, увлеченные собственными проектами идеальных городов. Какое же это было время! Сегодня Ольга гордится своими одногруппниками, все они настоящие градостроители. Многие стали главными архитекторами городов, либо работают в органах архитектуры. Санок – заведующий кафедрой градостроительства в Екатеринбурге, Петров – главный архитектор института в Уфе. В нашем городе на должности заместителя начальника отдела генплана Киселева Ирина Борисовна, первый помощник Главного архитектора города, владея законами, знаниями по земле и кадастру, она просто восхищает своим профессиональным уровнем.
По распределению Ольга Викторовна попала в институт «Челябагропромпроект». К проектированию городов не допускал мощный Гражданпроект. Успокаивалась, ведь в поселках, которые застраивались хаотично, тоже нужно было наводить порядок. В каждый проект вносила свое образное виденье, свое чувство земли и композиции, свое намеренье сделать поселок красивее, а людей счастливее.
Уральский институт урбанистики, одновременно занимающийся теорией и практикой градостроительства, сам пригласил ее на работу.
Ольга Викторовна Толкачева – уже пять лет – Главный архитектор проектов НП «Уральский институт урбанистики». Она просто незаменимый человек, настоящий профессионал-градостроитель. Нет такого раздела градостроительной документации, который она не могла бы сделать самостоятельно. По ее проектам построены поселки Касарги и Дубровка, выполнены проекты хутора «Миасский», поселка «Градский Прииск». Она возглавила проект по разработке градодокументации Кыштымского городского округа. Одна из удачных работ – микрорайон «М» в городе Миассе, где на территории в 30 га композиционно грамотно разместились высотки, блокированные дома, жилье усадебного типа. Выполнены проекты микрорайонов по ул. Новороссийской, по ул. Тухачевского – Гагарина, по ул. Российской.
– Исследования показывают, что городская среда должна быть разнородной, – говорит Ольга Викторовна, – Одинаковые многоэтажки с огромными дворами и широкими улицами угнетающе действуют на сознание человека. Окружающий мир перестает быть враждебным лишь в том случае, если он сомасштабен человеку. В этом плане районы старой исторической застройки, учитывающей рельеф местности, наличие водоемов, обычно благоприятнее для жизни, чем районы новостроек.
– Ваш прогноз на архитектурное будущее Челябинска?
– Город изменяется в деталях, а его рост и формы поддаются контролю только частично. Здесь не бывает окончательного результата, только непрерывная последовательность состояний. Я была во многих мировых столицах, но Челябинск – мой родной город, я его люблю и верю в здравый смысл людей, которые здесь живут. Несмотря на сложности, Челябинск приобретает все более отчетливые черты современного мегаполиса: появляется много новых интересных зданий и сооружений вместо двух– и трехэтажных домишек. Однако активизация градостроительной деятельности, необходимость внедряться в живой, практически неуправляемый во время перестройки организм города очень опасны для его образного формирования. Очень надеюсь, что главной задачей властей и градостроителей на ближайшее время станет урегулирование экономической целесообразности и композиционной целостности городской среды.
Ольга Викторовна живет не только работой, хотя считает ее исключительно творческой. Вокруг нее много подруг, душевного тепла хватает на сестер, на перешагнувшего 80-летний рубеж отца, семью сына, на любимца-внука 4-годовалого Витю, которому уделяет практически все свободное время…