+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Ирина Киселева
Ирина Киселева, архитектор

Ирина Борисовна Киселева  – архитектор – градостроитель. Окончив в 1974 г. Уральский архитектурный институт, она по распределению работала в Перми, а с 1986 года – в Челябинске.

Институтские годы, самое прекрасное время, Ирина была талантливой студенткой, став одной из самых профессионально сильных выпускниц кафедры градостроительства. Она была еще и удивительно красивой девушкой. Что греха таить – самые могучие кавалеры института все шесть лет учебы пытались завоевать ее сердце. 

Архитектором она стала «по наследству». Ее отец Кунцевич Борис Владимирович, получил архитектурное образование, но архитектором проработал недолго. Начавшаяся в послевоенные годы «борьба с излишествами», внесла раскол в архитектурную среду: кто-то принял новые веяния, смог подстроиться, но отец Ирины, будучи человеком крайне принципиальным и резким в принятии решений, не смог принять образов нового «безумного», как он называл, домостроения и оставил архитектуру. Окончил горный и финансовый институты, работал в строительстве, затем – в Свердловском строительном банке. За проявленную и в новом деле принципиальность был награжден орденом Трудового Красного знамени, который в мирное время дается за мужество.

После отца, вспоминает Ирина, остались незавершенные проекты, трогательные и в то же время по-мужски крепкие рисунки пером, тушью и акварели, множество книг. Это так завораживало, что дочь и сын выбрали специальности архитектора и строителя.

За годы работы Ирины было много проектов, в основном, это – генпланы городов и их общественные центры, зоны отдыха, отдельные микрорайоны.

Сама Ирина одной из самых интересных работ считает Генплан города Кунгура Пермской области. Это совершенно уникальный город, Более 60 памятников архитектуры (особняки, соборы, гостиный двор…), огромный перепад рельефа, карсты, оползни и три реки, протекающие по городу. Все это предполагало сложные, неординарные решения. Проект был одобрен на кафедре градостроительства в МАРХИ и оставлен как пособие для студентов.

В Челябинскгражданпроекте тематика ее работ тоже градостроительная: Генпланы Карталов и Усть-Катава, ПДП Новосинеглазово и Металлургического района, микрорайоны по Воровского и Островского и т.д.

Годы перестройки – сложная обстановка в строительстве, и, как следствие, в проектных институтах – работ мало, а масштабные градостроительные вообще не востребованы.

Работая в это время в «Титульной компании», Ирина Борисовна руководила группой молодых архитекторов и скульпторов по разработке и воплощению в жизнь памятника «Ленинградский мост», после этого была приглашена на работу в Главархитектуру. Думала, что творческой деятельности конец, но архитектура имеет столько проявлений, что и этот период жизни оказался интересным и плодотворным. В последние годы много нового произошло в градостроительстве. При Главархитектуре разработаны новый Генеральный план Челябинска и Правовое зонирование территории Челябинска. Участие в этих работах сделало работу в ГУАиГ не только административной.

– Архитекторы, – с печалью констатирует Ирина Борисовна, – все больше отходят от градостроительства и отдают предпочтение объектному проектированию, но, к сожалению, даже размещение уникальных объектов в городе грешит отсутствием понимания места размещения и организации пространства. 

Новый градостроительный кодекс заставил обратиться к градостроительству.

И сейчас меня очень радует,– говорит Ирина Борисовна, – что приходят архитекторы за советом и наукой. А мне, архитектору, более 30 лет проработавшему в градостроительстве и, казалось бы, до краев переполнившемуся знаниями в этой области, так приятно, и хочется учить, и бросаюсь в это с упоением. И радуюсь, что каждая выносимая  на рассмотрение работа молодых становится более грамотной, и авторы обосновано их защищают, и красиво подают. Радуюсь их успехам, и в этом вижу новый смысл профессиональной деятельности. 

И только немного жалею, что обучение архитектурной специальности для нас было таким необыкновенно увлекательным делом, а им досталось выражение скупой необходимости в градостроительстве. Наше обучение было эмоциональным, образным. Мы проектировали города на воде, центры в горах, придумывали НЭРы (новый элемент расселения), которые бы характеризовали новое устройство общества – создавали мечту в реальных условиях. 

Хотелось бы, чтобы наше прагматичное время нашло новые формы и возможности для воплощения архитектурных идей. Чтобы в сочетании рационализма и экономики архитектурная мечта не была бы забыта. Этого желаю всем практикующим архитекторам. Тогда и города наши будут удобными для жизни и со своей философией красоты.  

Pin It on Pinterest

Share This