Три платьица на день мама складывала Ленушке в садик бережно – чтоб не помялись. И бант на голову – не дай бог, не того цвета – расплачется и снимет непременно!
Да носочки – чтоб обязательно в тон к остальному подходили. Не каприз это, порой безупречное чувство гармонии причудливо проявляется в человеке одаренном. Даже если очередной «орешек», судьбой подброшенный, очень далек от творчества – для обычного человека.
Не для Елены…
Орешек музыкальный (Allegro)
Это безумство началось еще в коммуналке на Садовой. Тонкая девочка чинно садилась на маленький стульчик к краю родительской кровати, выпрямляла спинку, расправляла плечики, грациозно опускала руки на панцирную сетку и… самозабвенно «играла» мелодии, которые слышала по домашнему «Рекорду». Подушечки пальцев юной «пианистки» краснели и опухали. Но она все играла и пела, в точности подражая настоящим исполнителям. И представляла себя на сцене в блестящем платье за черным лакированным роялем… Однажды родители купили ей игрушечное пианино с нарисованными черными клавишами – девочка просто замирала от счастья, открывая его крышку! Но как не хватало ей этих «черных» полутонов… В садике организовали оркестр, и ее сразу поставили дирижером. И только Еленке разрешали спускаться в сончас в музыкальную комнату и играть, играть, играть на металлофоне.
Помните героиню Любови Орловой в старом фильме «Веселые ребята»? С Леной Лопуховой похожая история приключилась. Ее подружка занималась дома с учителем музыки – готовилась к поступлению в музыкальную школу. А Лена ждала ее в соседней комнате. Для подружки спеть ноты правильно – мука несусветная! И Лена не выдержала – запела – чисто, звонко, точно. Учительница обнаружила в соседней комнате сначала Лену, потом у Лены – абсолютный слух. Вынесла вердикт – надо поступать. Лена испугалась: 20 рублей в месяц за школу – слишком много для их скромных семейных доходов! И инструмент придется покупать… Папе с мамой ничего не сказала. Пришла с подругой на экзамен, а там ее выловила уже знакомая учительница… и Лена блестяще сдала экзамены. Опять родителям ничего не сказала, написала тете Наде в Ангарск: так и так, поступила, мол. На следующий день мама пришла к дочери: «Что ж ты нам-то ничего не сказала, дочка? Разве мы против?..» Купили ей пианино – старую разбитую «Дружбу». Лена сама вычистила его, выбоины черным лаком закрасила, повесила мешочек с нафталином и банку с водой поставила – чтоб не рассыхалось. А какой звук у него – нежный, глубокий. Не то, что эти новехонькие «деревяшки»…
Что и говорить – дирижерско-хоровое отделение Елена закончила с отличием. Замуж вышла и дочку родила. Работала учителем музыки в обычной школе, подрабатывала в школе искусств, бегала на частные уроки и… мыла полы в кафетерии у дома – рано-рано утром и по вечерам. Музыка плохо кормит, а надо было как-то выживать…
Орешек лирический (Adagio)
Она другая мама для своих детей. Не строгая, а… восхищенная. Дочерью своей, Инной: тем, что воплотила мамину (еще одну!) мечту – пошла в медицинский. Упорством, с каким готовится дочка к поездке в Мексику, куда ее пригласили на практику по результатам научной работы. Когда-то Елена сказала дочери: «Я доведу тебя до 3-го класса, дальше – сама. Пойми – у тебя в жизни две обязанности – учеба и собака». Кстати, и сыну, десятилетнему Данилке, вменено то же самое, только порядок обратный – собака и учеба. Этот парень большим артистом растет. Бабушка нагадала, он исполняет – в школе, дома, на занятии по дзюдо, в летнем лагере. Ему только слушателей найти – он их живо в поклонников превратит и за собой уведет – в сторону от темы урока. Как-то Данил с температурой лежал, думал о чем-то своем, да и спросил Маргариту Павловну, помощницу Елены по дому: «Марго, а ты молишься?» «Молюсь» «А за кого?» «За мамочку твою, за тебя, за Инну…» «Хорошо тебе, ты только за них молишься, а я – за все человечество»…
У Даньки голос – ангельский, и слух – абсолютный (в кого бы это?). У них вообще дома – «хор имени Лопуховых». Поют все, даже домашнее «зверьё» – рыбки, черепашки и кошка с собакой – так или иначе в веселье участвует; папа маме на гитаре подыгрывает, она, понятное дело, семьей дирижирует – кому когда вступить.
А по утрам, просыпаясь, напевает Елена: «Что день грядущий нам готовит…» Готовит…
Орешек прекрасный (Scherzo)
Она не мечтала о богатстве, бриллиантах, мехах и курортах. Но хотела, занимаясь творчеством, иметь возможность позволить себе то, без чего можно обойтись, но невозможно жить. К примеру – римские каникулы. Но прежде, а, возможно, и вследствие этого стремления, случился первый в ее жизни бизнес-проект – салон красоты «Этуаль». Это было прекрасное безумство – без всякого проекта, на месте старой столовой, среди засаленных котлов и закопченных плит увидеть… Эйфелеву башню в миниатюре, тонкий французский стиль будущего салона. «По нитке» собрала Елена звёздную команду, которая, так же как она сама, торопила время – скорей, скорей открыться! Мятежным духом бродила с палитрой среди строительной разрухи: там проведет по стене кистью – нет, не то, другой тон подберет – вот оно, попала!.. Через полгода этот творческий улей зажил своей неспокойной жизнью, где все было – и хлопки дверью, и надрыв, и слезы, и горечь. Зато как самозабвенно они творили красоту – каждый в отдельности и все вместе! Она стояла у порога – встречала клиентов. Таков был ритуал. А как ревновали к ней мастера: они ведь лучше свою работу знают, а тут «какая-то певичка» с советами лезет! Но Елена… страстно своим маленьким «хором» дирижировала, и руки птицами летали над головами клиентов. Нет, она, конечно, сама за ножницы не бралась, краску не смешивала, хотя и изучила тончайшие полутона всех парикмахерских процессов. Но как создать гармонию на голове – это она ВИДЕЛА, ЗНАЛА – откуда-то из прошлых своих жизней, должно быть. И остановить ее – нет в мире такой силы! Ее и сейчас – хоть ночью разбуди – спроси: как получить тон 5.62? Ответит не думая. И клиентов своих Елена образовывала, те звонили в салон: «Оставьте для меня такого-то тона… 10 пачек». Продвинутую краску клиенты наперед выкупали: тогда ведь хорошую косметику не заказывали – хозяева салонов сами ездили за ней на выставки, искали по миру. Елена всю Москву, Францию, Италию ногами протопала в поисках новинок косметических. Помнит, как, собираясь на очередную выставку, на встречу с самим Франком Авогадри, одевалась «с миру по сосенке». Они ведь такие снобы, эти великие модельеры и стилисты: если ты не в пиджаке от Фурсака – о каких высоких материях с тобой можно говорить?.. Но… этот бизнес такой непостоянный: сегодня ты всех опередила, а завтра твоя «новинка» уже в других салонах есть. И снова надо что-то придумывать…
А корпоративные их праздники – эти яркие «представления темпераментов», талантливые капустники, которых так ждали их постоянные клиенты? А первое шоу-дефиле, прогремевшее на весь город? Елена привезла тогда запись «Нотрдам де Пари», которую в Челябинске еще не слышали. Драматургию выстраивала, до двух ночи репетировала. Из сияющего шелка шили невероятные платья, придумывали космические прически, неземной макияж… Когда под музыку шесть див вышли на сцену драмтеатра в радужных одеяниях с десятиметровыми шлейфами – зал замер. Сама Людмила Селюнина оценила: «Вот это показ!» А на втором дефиле опять слились парикмахерское искусство и музыка: на сцену вышли профессиональные танцовщицы, и в новой хореографии зазвучал балет Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Орешек чистейший (Crescendo)
Пять лет назад услышала Елена от мужа новое слово – клининг: Максим объяснял, что появился в России новый интересный бизнес, и ниша в городе практически свободна. Есть пара компаний – не больше. Елена прислушалась и… отправилась учиться – в Москву, потом в Питер, там клининговый бизнес уже вовсю развивался. Директора компаний наперебой рассказывали, как они моют бары, чистят рестораны, офисы… В голову пришло: «А у меня будет Империя чистоты». Клининг, как выяснилось, это настоящая наука, а не просто «тряпкой помахать». На Западе, между прочим, есть даже Институты чистоты. И Елена, по обыкновению, погрузилась в этот новый для нее мир роторных и роторно-экстракторных машин… Сама освоила чистку даже на мужских тяжелых аппаратах. Ездила по Москве, изучала, как работают «на объектах» тамошние компании. Все узнала про особенности чистки мрамора и других покрытий, про альпинистские работы, про чистящие, моющие, полирующие средства. Заполнила техникой всю свою квартиру, включая балкон – пока склада не было. Нашла в городе фирму, которая занимается адресной рассылкой, разослала рекламу…
Через три месяца раздался первый звонок – с трубопрокатного завода! Приглашение для участия в тендере. А тогда никто и не брался за чистку производственных помещений, впрочем, и сейчас подобных смельчаков не густо. Специфика! И техника безопасности, и прочие особенности. «Приезжайте, посмотрите наши цеха». Поехала. На завод, где литейное производство, цеха, станки, душевые…
Сейчас у Елены Лопуховой на трубопрокатном работает 253 человека. А есть еще предприятия «Энергосбыта». Умный руководитель – считает Елена – не станет содержать собственный «профсоюз уборщиц». Зачем ему эта головная боль? Лучше сосредоточиться на основной деятельности, а все вспомогательные службы и подразделения вывести за пределы предприятия – так, собственно, весь цивилизованный мир поступает. Наши руководители тоже постепенно к этому приходят… Но не так гладко выстраивается ее «клининговая партия». Муж, жалея Елену, говорил: «Да брось ты свой клининг, зачем тебе?» Елена, стиснув зубы, терпела, проходила все круги «ада» зависти, и проверки отдела безопасности трубопрокатного завода. «Да, сложности были, но все же меня услышали в директорате, и я благодарна им за оказанное доверие», – улыбается Елена. А продержаться на таком солидном предприятии и в третий раз выиграть тендер – совсем не просто. Вот так. Крещендо, господа – чистая победа!
И снова Allegro
…Кто-то спросит: и в чем здесь творчество? Заводы, роторы, порошки – какая проза. А оно есть! Неужели вы не слышите эту гармонию? Она в том, как красиво дирижирует Елена своей «Империей чистоты». Как до копейки просчитывает ресурсные сметы и, не тая, показывает их заказчику. Как в страстном словесном поединке, энергично-профессионально жестикулируя, доказывает директору завода, что сфера услуг не может быть абсолютно бесплатной. Она есть и в домашнем слаженном многоголосье. В том, наконец, что Елена «может позволить себе то, без чего можно прожить, но жить невозможно». Галерею Уфицци. И новый роскошный рояль, который грезился в мечтах маленькой Еленке, страстно долбящей опухшими пальцами по панцирной сетке родительской кровати. И – кто знает – может, сбудется и другое: помните – бант, который не в тон? Она ведь откуда-то ЗНАЕТ – как создавать гармонию, не только в мелодии, но и в компании… человеке. Эта мечта о гармонии кормит в ней жажду новых встреч. А новые встречи рождают новые сумасшедшие идеи. Что ж, видимо, не последний это «орешек», и не последнее Scherzo в мелодии ее жизни…