Константин Руденко
Слушая ветер перемен
БИЗНЕС: история успеха
Текст: Любовь Усова, Ирина Коростышевская
Фото: Игорь Филонов, Служба маркетинга ГК «Новации и бизнес в энергетике»
В Южноуральске Константина Руденко называют одним из ведущих бизнесменов города. Несколько лет назад он построил завод ЭСКОН. Начал с чистого листа, имея лишь картинку в голове — современное предприятие по производству металлоконструкций любой сложности для топливно-энергетической, транспортной и других отраслей экономики. Руденко точно поймал момент: в стране имелась экономическая потребность в такой продукции, все ресурсы сложились в одном месте, и его мечта воплотилась в реальность. Это была исключительная школа бизнеса, где Константин полностью осознал свои возможности, заявляя философски-пророчески: «Не первый мой завод и не последний». И действительно, благодаря этому громкому в те годы проекту вскоре в НБЭ появилось несколько собственных производственных площадок. Так изящно Руденко превращает даже экономические минусы в плюсы для собственной Группы компаний.
— Наверно, я изначально понимал, что буду самостоятельным и независимым, — так отвечает Константин Александрович на вопрос о том, как он пришёл к мысли о создании своей компании. Не придумывал — а знал, что так будет. Впрочем, бизнес Руденко строился не на пустом месте. База была. Южноуральская компания «Аизовец» стала первой бизнес-школой молодого выпускника АТ-факультета Челябинского политехнического института Константина Руденко. И учителя имелись — четыре старших товарища, с которых Константин брал пример с самых юных лет, поскольку рос рядом с ними: Владимир Петрович Осипов, Олег Вениаминович Салов, Владимир Михайлович Головин и родной дядя Анатолий Иванович Руденко. У кого-то перенимал секреты руководства людьми и ведения бизнеса, а вот дядя научил смелости в делах — духу предпринимательства. Всё пригодилось, спасибо им. Впрочем, старшие товарищи и сегодня не оставляют даровитого «ученика» без внимания: Головин передаёт свой богатый опыт производственника сотрудникам компании Руденко-младшего. А «Аизовец» вошёл в Группу компаний Константина.
Полёт инженерной мысли и бизнес-идей — его личное, природное качество, которое он постоянно развивает.
Весь наш полуторачасовой разговор Константин Александрович повторял одну и ту же фразу в разных вариациях: «Учиться важно всегда. Перестанешь учиться — всё, считай, жизнь закончилась». Это стало его собственной идеологией и главным требованием к сотрудникам НБЭ. «Новые компетенции работников позволяют компании выполнять заказы новой сложности». Ему самому интересны только те, кто способен дерзать, стремиться и достигать высоких целей.
В 2005 году родилась компания «Новации и бизнес в энергетике». Ее основными направлениями стали комплектация линий электропередачи и подстанций. С каждым годом компания набирала обороты. А через два года в стране объявили о строительстве олимпийских объектов в Сочи. Речь шла о сложных объектах и работе с высочайшим уровнем ответственности, строительство Олимпиады курировал сам президент.
— Самые значимые компетенции мы получили именно на Сочинских объектах, — вспоминает Константин Руденко. — Мы проектировали и строили линии ЛЭП через горные реки. Несколько объектов возводили на Красной Поляне. Комплектовали и выполняли шеф-монтаж линии, идущей по центру южной столицы, производящей выдачу мощностей сочинской ТЭЦ. Стройка была примечательна ещё и тем, что мы установили уникальные опоры, одни из самых больших в мире. Доставку делали в сжатые сроки, а кроме того, мы предложили сложное конструктивное решение и провели сборку ЛЭП в стеснённых условиях местности.
И Сочи засиял огнями. Компания Руденко всегда доводит работу до пуска объекта. Чаще всего — с нуля, с голой земли.
Потом была ещё одна ступень мастерства — остров Русский, Дальний Восток. В 2011–2012 годах НБЭ в очень сжатые сроки поставила здесь металлические опоры. Конструкции опор были нетиповые, поэтому специалисты НБЭ осуществляли шеф-монтаж.
-Вы бываете на объектах, которые возводит ваша компания?
-Конечно. Там постоянно находится наш штаб, техника, а инженеры и строители живут на объектах по нескольку месяцев. Я летаю каждый месяц, это как минимум.
Как максимум — дважды в месяц, и в течение пяти лет, пока велось строительство в Сочи, и ещё нескольких лет, что шли работы на Русском. И пока он летал то в Сочи, то на Русский, дома его ждали. Всегда ждут.
У каждого дерзкого командира должен быть надёжный тыл — это закон. Без тыла нет командира. Зинаида отправилась вслед за Константином из Новосибирска в Южноуральск. Её мама всё удивлялась: надо же как повернулась судьба, много лет назад она уехала из городка, в который дочь вернулась спустя годы. А как не пойти за ним, если любовь? Если встретила сильного целеустремлённого мужчину. Того самого. Своего. Которого только она умеет и выслушать, и услышать, и подтолкнуть, и предостеречь. Она видит его и его окружение, а он смотрит в будущее. Он слушает Scorpions, она предпочитает оперы. Удивительная гармония звучит в их семье.
Самая любимая семейная традиция — когда Константин приезжает из командировки. Пока он находится на объекте — жена и дети ждут его. Встречают. Потом провожают. Опять ждут. И снова встречают. И вот тогда они по-настоящему счастливы и радуются.
-И что вы обычно делаете по приезде?
-Гостей зовём, родителей, сестру. Их дом в Южноуральске стоит рядом. А мне нравится самому готовить для семьи. В последнее время увлёкся хлебопечением. Всё делаю так, как когда-то стряпала моя бабушка Елизавета: замес вручную — и в печь. Вот думаю русскую печь поставить…
Больше для порядка спрашиваю, как из маленькой компании в небольшом Южноуральске выросла Группа компаний российского масштаба, имеющая офисы в Москве, Красноярске, Хабаровске, которая возводит объекты по всей России. Всё происходило постепенно. Со временем предприятие прирастало новыми компаниями: к комплектации и логистике добавилось строительное звено (г. Киров), позже — проектная компания (г. Москва). Сегодня у Группы компаний «Новации и бизнес в энергетике» — несколько заводов по производству энергетического оборудования: опор ЛЭП и металлоконструкций (г. Новосибирск), комплектных трансформаторных подстанций (г. Красноярск), деревянных и железобетонных изделий (г. Барнаул). И высококлассными специалистами пополнилась: частенько люди, с которыми довелось поработать вместе на большом проекте, после завершения приходят работать в НБЭ. К Руденко.
— Наш бизнес изначально не подразумевал локальную работу в городе Южноуральске, — поясняет Руденко. — Там находится только бэк-офис, финансовые и юридические службы. А остальное…
Что касается остального, то можно с уверенностью сказать: там, где идёт стройка века, — там НБЭ наверняка присутствует. Только что закончили очередную такую — Кольскую верфь. Работы проводились в тяжелейших условиях: скальная порода, болота и, как обычно, предельно сжатые сроки. МРСК Северо-Запада доверили работы Руденко: его группа компаний предложила решение, которое и было воплощено на данной стройке. Патовые ситуации лишь подстёгивают его инженерную мысль — такой характер. Группа компаний опять показала себя единой мощной системой, для которой, казалось бы, невозможная задача стала возможной. Реальной. Воплотившейся.
…Бабушку Елизавету Руденко вспоминает часто и безо всякого повода. Она жила в Карсах, деревеньке, расположенной в двадцати километрах от Южноуральска. Маленький Костя проводил там каждое лето. И сегодня помнит поимённо всех бабушкиных коров, и вкус парного молока, и запах свежескошенной травы, и аромат свежеиспечённого хлеба, который она пекла в русской печи. Вот так странно устроен человек: живёт в невероятной скорости, заводы открывает, километры ЛЭП строит по всей стране и вдруг посреди гонки жизни вспоминает такие мимолётные вещи. Какая связь? Прямая. Бабушка с её хлебом — это земля. А заземляться человеку, чьи мысли устремлены вперёд, кто смотрит сверху на огромную страну, — просто жизненно необходимо…
— Когда объявили пандемию, мы были во всеоружии, — рассказывает про день сегодняшний Константин Александрович. — У нас уже имелась налаженная дистанционная связь с нашими предприятиями. Лишь немного доработали удалённые доступы.
Сама структура компании заставила сделать это заблаговременно. Это значит одно: компания развивалась даже не параллельно, а опережая нынешнее сумасшедшее время. Но как при этом Руденко удаётся оказаться в правильное время в правильном месте — вопрос на миллион.
— Мы не рассчитываем на случайности и удачу, а заранее готовим наши будущие проекты, — не скрывает глава Группы компаний. — Собираем информацию о готовящихся в стране крупных стройках, прорабатываем её, анализируем. Мы должны знать заранее, чтобы подготовить наши проекты и предложения.
Так что лучший экспромт — это хорошо проработанная заготовка. НБЭ в каждый свой проект вносит собственное ноу-хау, инженерную изюминку, которой нет у других. К сожалению, энергетическая отрасль весьма консервативна, и не всегда заказчик готов принять нетиповое предложение Руденко. Что ж, НБЭ обладает и другими преимуществами. Например — многопрофильность Группы компаний. Для того она и была так разумно и взвешенно выстроена, чтобы могла взять любой крупный заказ и выполнить его от начала до конца, с заданным высоким уровнем качества, своими силами. НБЭ работает в разных широтах: и на Крайнем Севере (Воркута), и на юге (Моздок, Ставрополье). «На погоду мы точно не ориентируемся!» Везде есть свои нюансы: то вечно мерзлый грунт, то скалы. Для НБЭ — всё решаемо.
Прямо сейчас работники НБЭ занимаются проработкой проектов строительства линий электропередач для технологического присоединения Кизайского разреза в Кемеровской области. В настоящее время Группа компаний НБЭ — инжиниринговая компания, выполняющая весь комплекс работ от проекта до сдачи объекта заказчику.
— Одна из наших сегодняшних задач — чтобы заказчику с нами было удобно работать, — резюмирует Константин Александрович.
Отдал заказ — принял готовую классную работу. Просто мечта заказчика! И только он сам знает, что стоит за этой кажущейся лёгкостью. Но надо же как-то обнулять это высокое напряжение умственной энергии.
…Море смывает всё плохое, что успело «налипнуть» на суше. Морской ветер выдувает из головы мысли о проблемах, которые кажутся здесь мелкими. Так Руденко пристрастился к яхтингу. Чисто мужской мир, в который можно погрузиться хотя бы на десять дней. Вполне достаточно, чтобы переключиться. Более чем достаточно, чтобы испытать судьбу. Однажды Константин попал в шторм и вот тогда понял, что человек в морской стихии словно спичечный коробок. «Ты ничто в системе урагана, ты можешь лишь вцепиться в снасти и смотреть, чтобы никого не смыло за борт, и пытаться понять, куда ветер несёт судно…» Шторм длился двое суток. Как тогда выжили, мы не спросили, а он бы не сказал.
— Можно проще сказать: тот, кто хоть единожды поработал с крупными государственными корпорациями, тот после плохо работать не может, — говорит Константин Александрович.
Вот оно — главное преимущество. Качество воплощённых грандиозных проектов, куда входят и талантливые инженерные решения, и способность Группы компаний провести работы грандиозных объёмов с нуля и до запуска точно в оговорённые сроки, невзирая на любые внешние и внутренние обстоятельства, даже ошибки в геодезических и чужих проектных работах. Из всего этого по кирпичикам складывается репутация компании и ее руководителя.
А сам Руденко получает истинное удовольствие от того, что может вносить революционные изменения в собственной Группе компаний, наращивая её с пяти человек до пятисот.
Наверное, в России компаний, работающих в энергетике, немало. Но среди них единицы, что развиваются в духе и темпе нового времени. И если уж в стране заговорили о цифровизации энергетики, то НБЭ уже вовсю производит КТП — комплектные трансформаторные подстанции — с цифровой начинкой. А что время потребует завтра? Каких знаний?
— Постоянным сейчас является лишь непрерывный процесс обучения, обновления знаний и изменений.
«Как только остановишься, всё…», — убеждён директор. Поэтому он не останавливается — слишком жизнелюбив, да и огромная его компания тоже требует от собственника непрерывного движения, развития, поиска. Постоянно прислушиваться и слышать, что несёт с собой ветер перемен.
— Компания находится в той стадии развития, когда обратного пути нет. Как нет обратного пути у руководителя компании такого уровня. Ты ввязался в эту драку, придётся драться до конца. Всю жизнь.
-Константин Александрович, в этом году вам исполнится пятьдесят. Какие три главных вопроса задаёт себе мужчина накануне этого рубежа? — спросили мы напоследок.
-Сложный вопрос, — ответил он, задумавшись. И после паузы сказал: Тот ли путь я выбрал, с той ли женщиной живу, те ли ценности передаю своим детям?
-И как бы вы ответили на эти вопросы?
Он улыбнулся. Жена, которая во время нашего разговора сидела тише воды, внезапно сделала рукой жест, оберегающий и обнимающий его.