Каждый из этих людей – великий дизайнер, и здесь нет преувеличения. Это проверено временем, доказано экспертами и искусствоведами, а главное – оценено по достоинству поклонниками автомобильных марок, на благо которых они так славно потрудились.
Крис Бэнгл
Его должен знать каждый. По крайней мере, кто хоть сколько нибудь интересуется автомобильным миром. Это против него взбесившиеся фанаты BMW направили гневную петицию с 13 700 подписями, опротестовав его идеи. И это он стал одним из творцов новой эпохи в истории немецкой компании. Он совершил революцию во внешности автомобилей BMW, которая стала и болью поклонников марки, и в то же время одной из причин роста продаж.
Речь идёт о Кристофере Бэнгле, 52-летнем американце. Работа в концерне BMW стала для него коронным периодом, который он не так давно решил прервать после 17 лет работы. Знаменитый революционер пришёл на работу в «голубой пропеллер» ещё в 1992 году. С тех пор он участвовал в создании многих BMW, в том числе классической «трёшки» и родстера Z4. Но лишь в 2002-м, с появлением очередного седана седьмой серии, весь мир увидел, что творится в голове «сумасшедшего – Бэнгла». Сначала новое поколение флагмана всех шокировало, но к большой неожиданности «семёрка» с кричащей внешностью продавалась лучше своего предшественника. Этот автомобиль ознаменовал отход BMW от традиционного консервативного стиля в сторону стиля эмоционального и агрессивного.
В дизайн-бюро BMW считают: «Бесстрастный процесс проектирования может привести только к холодным и бесстрастным результатам, поэтому наша гЭмоциональная Стратегия“ для продукта начинается с невероятно эмоциональной стадии творчества».
Автомобиль Z4 стал поворотным моментом в дизайне BMW, уведя нас от чистого рационализма к эмоционализму. Рассмотрите детали, например, как открываются двери автомобиля… Звучит довольно незначительно, но это не так. Посмотрите на пластику кузова, начиная с дверных петель и далее, переходя разными путями и линиями на поверхность… Видите ли вы свободное течение поверхностей, достигающих своего напряжения на мускулистых гранях?
Посмотрите на пересечение граней на кузове – такое чувство, что под железом скрыт работающий скелет с напряжёнными мышцами, обтянутыми кожей.
В этом есть и свой характер, и определенная мимика…
Да и сам Бэнгл говорит так: «Страсть порождает страсть… Конечно, дело именно в этом. BMW, MINI, Rolls-Royce, все эти фирмы с большим эмоциональным содержанием. И это хорошо! ! ! В конечном счете, голоса наших клиентов – их чековые книжки, и, например, в случае часто обсуждаемой BMW 7 серии – она самая продаваемая 7-ка за всё время».
Надо сказать, благодаря ему весь модельный ряд BMW совершенно изменился! «Акулы» BMW Z4 и BMW шестой серии, «трёшка» и «пятёрка», BMW X3. Не удивительно, что дизайнер с таким необычным взглядом на будущее марки стал одной из самых запоминающихся фигур в истории BMW. Ему выпал непростой жребий – стать лицом новой маркетинговой политики. Несмотря на то, что Бэнгл не работает сегодня в концерне, разговоров о нем не становится меньше, а созданные под его началом машины еще будут выходить ближайшие несколько лет.
Питер Пфайффер
Не совсем справедливо, что брэнд Мерседес-Бенц не упоминается обычно в отношении дизайна, в отличие от своих конкурентов. Несправедливо, потому что этой компании, старейшему автомобильному брэнду в мире, удалось фактически сформировать внешний облик современного авто.
Питер Пфайффер – это настоящий мастер, именно он на протяжении 40 лет определял стиль автомобилей Mercedes. У себя на родине, в Германии, Пфайффер был удостоен особой награды – крест «За заслуги», эта награда отмечает его особый вклад в развитие национального автодизайна. В Mercedes Пфайффер имел огромный авторитет.
Питеру Пфайфферу марка Mercedes-Benz обязана своим узнаваемым обликом. Ясность формы в его творениях характеризуется чередованием больших плоскостей с четко прочерченными линиями. Под его руководством дизайн автомобилей приобрел всем известные благородные и сдержанные очертания. Он стал автором таких моделей, как S-класс, купе CL, новое поколение C-класса, новый спорткар SL, семейство кроссоверов-внедорожников R-, M– и G-класса. Он приложил руку к возрождению нового облика лимузина Maybach, а также созданию уникального по своей концепции серийного мини-купе Smart Fortwo. Все эти модели получили огромную популярность, полюбились автомобилистам и принесли концерну большую коммерческую выгоду.
«В погоне за новым имиджем не нужно забывать традиции», – всегда говорил Пфайффер. Учитывая ту высоту мастерства, которую он показывал, его преемникам необходимо приложить много усилий, чтобы соответствовать прежнему уровню, и Гордон Вагенер, придя на его место, первым не прошел этого испытания.
Но Пфайффер решил, что все свои лучшие идеи он уже посвятил штуттгардской марке и сделал все, чтобы автомобиль стал известен и популярен. Теперь пришло время уступить свое место более молодому и полному творческих планов человеку. Так профессор Питер Пфайффер покидает компанию в возрасте шестидесяти пяти лет.
Питер Пфайффер всегда сохранял в своих работах лучшие традиции марки, но все его творения отличались особой, свойственной именно им оригинальностью. В плане пластических приемов – уникальная, особенная четкость линий. Чувственные линии боковых поверхностей и совершенные классические пропорции – всё это можно разглядеть в автомобилях Mercedes. Благодаря этому человеку весь мир безошибочно узнает фирменный облик этих автомобилей.
Вальтер Де Сильва
Люди часто делят автомобили на «мальчиков» и «девочек». Иногда говорят по-другому: это – машина для женщин, а это – мужской автомобиль… У де Сильвы свой подход: «Я – итальянец. И такого вопроса для меня не существует. Автомобиль – это женщина, и никак иначе. Я вам скажу больше. Как только новая дизайнерская идея начинает обретать форму, как только появляются первые модели, я закрываю глаза – и глажу руками поверхности, обводы. Это помогает мне прочувствовать автомобиль, насладиться его формой, понять, не закралась ли где-нибудь фальшь… Автомобиль – это женщина, только женщина».
Вальтер родился недалеко от Милана, его отец был художником-графиком, и поэтому рисование для маленького де Сильвы было таким же обычным занятием, как для других детей игра в лапту. По счастливой случайности окна квартиры выходили на комплекс Мотор-шоу, и мальчик волей-неволей был среди тех, кто первым видел концепты и прототипы, завозившиеся на очередной салон. Оттуда, наверное, такая привязанность к работе.
После работы над обликом автомобилей Alfa Romeo и Seat де Сильва возглавил дизайнеров Audi. Именно он предопределил нынешние знаковые изменения в стиле марки. Те изменения, которые заметны даже невооруженным взглядом: большая решетка радиатора «single frame» и более динамичный силуэт. Видимо, проделанная работа понравилась руководству, и теперь Де Сильва назначен главным дизайнером всей группы Volkswagen.
Первая заметная работа Вальтера де Сильвы на посту главного дизайнера Audi – концепт-кар Audi Nuvolari. Де Сильва решил говорить о перспективах дизайна Audi именно на примере этого купе. А это верный знак того, что совсем скоро нечто подобное появится и на конвейере.
Вальтер де Сильва рассудил так: «Вообще-то, радиаторная решетка – это, если хотите, самое главное. Это – икона автомобиля, его история. Это – огромное достояние! Но решетка – это не только форма. Визуально она кажется единой, а на самом деле разделена на три функциональные зоны. Верхняя часть в большей степени декоративная, и именно там мы разместили четыре кольца – эмблему Audi. Ниже – место для номерного знака. А еще ниже – воздухозаборник для охлаждения радиатора».
Но Nuvolari – это не только решетка радиатора. Это новый дизайнерский язык Audi. Новое решение задних фонарей, новая подоконная линия – так называемая линия «торнадо». Обратите внимание на пропорцию собственно кузова и его «остекленной» части. Здесь на остекленную часть визуально приходится примерно треть, и это соотношение усиливает ощущение спортивности. И эту спортивность Вальтер де Сильва планировал перенести и на седан, и на кроссовер, и на весь модельный ряд… Ведь раньше Audi ассоциировались, в первую очередь, с традиционными седанами и универсалами, а новая команда наметила привить этим автомобилям более «отчаянный», спортивный дух.
Говорят, что де Сильва – человек несколько странноватый. Может вдруг изменить тему разговора и предложить, к примеру, спеть… При каждом удобном случае он начинает быстро рисовать на страницах толстого ежегодника, и в эти минуты не замечает ничего вокруг… Думаю, это вполне простительно для маэстро такого уровня.