+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Золотое оружие Златоуста

Явления: 75 лет Великой Победы

Текст: Сергей Смирнов
Фото: музей Златоустовской Оружейной фабрики

Если бы человек видел сквозь землю, он обнаружил бы под Златоустом обширную сеть бомбоубежищ и производственных помещений. Во время войны город готовился уйти под землю. Этого, к счастью, не случилось. Уральский город героически, в обстановке высокой секретности выпускал пулемёты для пехоты, хронометры для моряков, часы для танкистов, пушки для лётчиков и шашки для кавалерии.

Оружие собирали в лесу, прямо на пеньках

В сентябре 1941 года в Златоуст стали прибывать эшелоны: ехали целые заводы, с людьми и станками. Куда их деть? Для часового завода из Москвы, к примеру, худо-бедно подошло помещение театра. В зрительном зале и за кулисами делали часы для самолётов и танков, хронометры для подводных лодок. Тесно, холодно, но хоть крыша над головой. Что примечательно, Златоустовский часовой завод работает и по сей день.

Оружейникам достались не такие комфортабельные апартаменты. На станции Уржумка началось строительство оборонного предприятия, но… война началась не вовремя — достроить завод не успели. На недостроенную площадку стали прибывать станки Подольского механического завода, оборудование оборонного завода из Лопасни (сейчас — город Чехов) и легендарные оружейники Тулы.

Тульские мастера прибыли на Урал из-под бомбёжки. Немцы начали их бомбить при выезде из города, и самолёты сопровождали эшелоны ещё сто пятьдесят километров.

Златоуст встретил оружейников дождём с мокрым снегом. А руководство тут же поставило задачу: немедленно начать выпуск оружия. Хорошо сказать, но где? Часть оборудования разместили в недостроенном корпусе, а остальное — в лесу. Так началась история Златоустовского машиностроительного завода, созданного из военных заводов № 54 и № 66.

Пулемёты пришлось собирать прямо на пеньках (детали туляки привезли с собой). «На пеньках» звучит красиво, даже романтично, но оружие — не конструктор Lego и при сборке требует ювелирной доводки. И что? Справились! Фронту отгружали пулемёты Дегтярёва и Горюнова, знаменитые «Максимы», автоматы ППШ, самозарядную винтовку Токарева. Кстати, сам Фёдор Токарев приехал в Златоуст вместе со своим КБ и продолжил здесь разработки.

Уральское оружие приняло участие в битве за столицу. Заказ был срочный. Уральцы успели вовремя. Несколько десятков заводчан были награждены медалью «За оборону Москвы». Казалось бы, где Урал и где Москва? Но дело-то было общее.

Новый пулемёт был легче и не хотел пить

В Златоусте начали выпускать станковый пулемёт «Максим». Знаменитый пулемёт. Однако оказалось, что одно дело Анке-пулемётчице косить колонны офицеров Каппеля, другое — сдерживать наступление солдат Гитлера. «Максим» весьма устарел. Он был тяжёл — 65 килограммов со станком. Пулемёт переносили два человека. Кроме того, за этим агрегатом нужно было тащить запас патронов и пять литров воды для охлаждения. Профиль «Максима» выделялся на фоне окопа, а тонкий щиток не спасал от пуль. Но самое главное, он был сложен в производстве и требовал большого количества металла.

Тем не менее за войну в Златоусте выпустили целую армию этих станковых пулемётов — около 80 000. Старичок «Максим» ещё долго служил в армии — в последний раз он был использован во время конфликта с китайцами на острове Даманский в 1969 году.

В 1944 году златоустовцы освоили новый станковый пулемёт системы Петра Горюнова. Масса этого пулемёта на станке была легче, чем у «Максима», на 25 килограммов. Воды для охлаждения стволов не требовалось: они были съёмные и менялись за восемь секунд. Но главное, он показал большую живучесть деталей, которая превосходила другие пулемёты в 2,5 раза. До конца войны на фронт было отправлено 14 000 пулемётов Горюнова. К сожалению, об этом пулемёте, который честно служил советской пехоте, мало кто знает. Он и сейчас ещё исправно служит в ряде стран армий мира. Например, в морской пехоте Египта.

И конечно, нельзя не упомянуть знаменитый ППШ — пистолет-пулемёт Шпагина, самый массовый и удобный пулемёт времён Великой Отечественной. Именно его мы видим на большей части военных монументов, где солдаты стреляют из пулемётов.

Пушки для «летающих танков» уходили влёт

Челябинск был знаменит своими танками и звался Танкоградом, это всем известно. А Златоуст работал на авиацию. Здесь, на машиностроительном заводе, делали пушки для «летающих танков» — штурмовиков Ил-2. Авиационная пушка ВЯ-23 (Волков‑Ярцев, калибр 23 мм) пришла на смену пушке ШВАК. Она предназначалась для уничтожения наземных целей, хотя успешно сбивала и вражеские самолёты). Выстрелы из этой пушки позволяли подавлять мелкие доты.

Наших Ил-2 опасались немецкие танки. Лёгкие танки подбивались пушкой в любой плоскости, средние — в корму, в бок или в крышу. Лучшая тактика использовалась в авиарежиме: заход с тыла колонны и обстрел техники в заднюю часть на бреющем полёте. Высокая настильность огня позволяла подбивать самолёты противника на расстоянии до одного километра. О том, как нужна была продукция завода фронту, рассказывает в своих воспоминаниях конструктор-технолог завода № 66 Василий Фёдорович Миронов:

— Я очень хорошо помню фронтовые вахты конца 194-го — начала 1942 года. Обычно эти вахты у нас попадали к тому моменту, когда на замёрзший городской пруд совершал посадку военный самолёт, прибывший с фронта за авиационными пушками. На самолёт обычно грузили 18 штук. И вот здесь вступал в действие патриотический долг — собрать эти 18 пушек сверх программы. И собирали.

А что такое 18 пушек, если на один штурмовик Ил-2 устанавливалось по две пушки! За годы войны завод № 66 выпустил 41 859 пушек. Иными словами, половина штурмовиков советских ВВС была вооружена златоустовскими пушками.

Танкисты-добровольцы носили чёрные ножи

В 1943 году немецкая разведка сообщила о появлении на фронте дикой танковой дивизии с чёрными ножами. Насчёт дивизии немцы промахнулись — это выступил против них Уральский добровольческий танковый корпус, который вскоре стал именоваться гвардейским. А насчёт чёрных ножей всё верно — каждый воин корпуса от рядового до генерала был вооружён таким особым ножом. А пехота, приданная танкистам, носила стальные нагрудники — прообраз современных бронежилетов. Чёрные ножи, или, как их называли немцы, «шварц-мессер», были изготовлены в Златоусте, на заводе имени Ленина.

Сегодня этого завода, вооружавшего русскую армию почти двести лет, уже нет. Бывший чугунолитейный и железоделательный, завод снабжал оружием и солдат Отечественной войны 1812 года (отливая из бронзы пушечные стволы), и воинов Первой и Второй мировой. Легендарное производство и традиции мастеров военного дела уна-
следовала Златоустовская оружейная фабрика — бывший цех № 16 завода имени Ленина.

Так вот, о чёрных ножах. Армейский нож образца 1940 года начали выпускать в 1942 году. Он был предназначен для разведчиков и десантников Красной Армии. Производство ножей было освоено за две недели, в документах оно значилось как «нож кинжальный». В некоторых подразделениях разведки златоустовские ножи вручались бойцам только после взятия первого языка или других боевых испытаний. Так с самого начала ножам был придан высокий статус. Они ценились за прочность и остроту лезвия. Иногда одним и тем же ножом приходилось и банку тушёнки открывать, и часового ликвидировать.

А чёрными ножи назывались не только потому, что они несли смерть фашистам. Лезвия ножей воронились, а ножны и рукоять покрывались чёрным лаком. В 1943 году выпуск ножей был высоким — более миллиона штук. Но затем план по холодному оружию пришлось несколько уменьшить, так как рабочих часто снимали с производства ножей и переводили на выпуск снарядов. Они фронту были нужнее.

Для Уральского танкового корпуса златоустовцы всё же сделали дополнительно 10 000 чёрных ножей. Все они были выпущены сверх плана. В подарок танкистам делались портсигары, танковые часы и такие простые, но незаменимые вещи, как кирки и лопаты. Но именно ножи стали брендом Уральского добровольческого корпуса.

План по выпуску холодного оружия брали кавалерийским наскоком

В годы войны Златоустовскому заводу им. В. И. Ленина пришлось всерьёз заниматься делом, которым оружейники славились ещё при государях-императорах. А именно: давать кавалерии качественные шашки. Что бы там ни говорили, но кавалерия и в годы танковых рейдов оставалась грозным видом войск. И сила её была не в лихих фронтальных атаках, а в мобильности: там, где техника не проходила, кавалерия легко преодолевала все преграды и неожиданно обрушивалась на врага.

В сентябре 1941 года Златоусту было дано задание: каждый месяц 30 000 клинков вынь да положь. Хорошо сказать — ещё недавно это было годовое задание. В первый месяц задание было не выполнено, но после установки дополнительного оборудования дело пошло: в ноябре вышли на план.

В чрезвычайной ситуации на заводе пошли по пути упрощения технологии. Мастер П. С. Семёнов добился увеличения производительности труда в 20 раз! Тут уж было не до красоты и изящества, главное — сохранить боевые свойства оружия. Пришлось отказаться не только от полировки, но и от чистовой шлифовки оружия. На головках эфесов вместо прежних украшений вырезалась маленькая пятиконечная звезда. План увеличивался даже тогда, когда война близилась к концу, и казалось, что уж без шашек-то можно обойтись. Но нет, нормы повышались, и это несмотря на то, что рабочих, занятых на выпуске холодного оружия, часто отвлекали на изготовление снарядов. Всего же за годы войны завод выпустил 560 920 кавалерийских шашек. Это был воистину кавалерийский наскок!

Маршала Жукова отметили по-суворовски

В 1942 году был учреждён орден Суворова. Первым кавалером ордена стал Жуков. Златоустовцы решили отметить это событие. Георгию Жукову была изготовлена шашка образца 1927 года для командного состава, хотя на тот момент были шашки образца сорокового года. Клинок украшала надпись «Герою и Маршалу Советского Союза, кавалеру ордена Суворова Г. К. Жукову», более мелко было написано: «от коллектива Златоустовского завода», а на обороте была развёрнутая панорама битвы за Москву.

Получив именной клинок, изготовленный гравёром Михаилом Добровольским, 21 июня 1943 года Маршал Советского Союза Г. К. Жуков отправил директору завода Шилину письмо. Сейчас этот документ хранится в Златоустовском краеведческом музее. В письме говорилось: «Сердечно благодарю рабочий коллектив завода, и Вас лично, за присланный мне подарок. Этот столь ценный подарок, в который вложено так много искусства, говорит о высоком мастерстве златоустовских рабочих и об их исключительной любви к Красной Армии.

Заверяю Вас, что Красная Армия в предстоящих решающих сражениях, безусловно, разгромит ненавистного врага и очистит советскую землю от фашистской нечисти. От имени Красной Армии и лично от себя ещё раз благодарю Вас и весь коллектив завода за присланный мне подарок».

Дальше шашка имела свою историю. Когда состоялся Парад Победы 1945 года, все высшие чины должны были идти на военное торжество во вновь пошитой специальной форме. К этой форме полагалась генеральская шашка образца 1940 года (эти шашки тоже были изготовлены в Златоусте). Но Жуков принимал Парад с именной шашкой, подаренной ему лично. Маршал дорожил подарком златоустовских мастеров.

Pin It on Pinterest

Share This