Свобода – это то, чем мы обладаем от рождения. Это то, к чему стремятся все люди. Это то, чего, как правило, мало кто достигает. И, наконец, это то, к чему мы в большинстве случаев, абсолютно не готовы. Все это «сладкое слово» СВОБОДА.
Мы свободны выбирать кем станем, во что верить, с кем связать свою жизнь и так далее. Мы верим в это с неистовством фанатиков. Иллюзия свободы позволяет нам не сойти с ума, сохраняя видимость пространства для маневра. Мы рассуждаем – «да я в любой момент могу соскочить с этого поезда, если направление меня не устраивает». Мы думаем, что сами все решаем. Думаем… И ошибаемся.
Свободен ли человек на самом деле, если даже маленькому карапузу приходится делать то, что НАДО: слушаться маму и папу, не есть много конфет, не рисовать на обоях, не бегать по лужам… А потом надо ходить в школу, читать книжки, учиться в вузе, работать и делать карьеру. Так что самые простые и понятные слова в жизни «свободного человека» – НАДО, ДОЛЖЕН, ТАК ПОЛОЖЕНО.
Мы, конечно, свободы, но свободны в рамках четко очерченного контура. Наша жизнь – зоопарк с клетками, хорошими такими клетками, с евроремонтом и теплым полом. Но самая парадоксальная штука в том, что нам хорошо в этом уютном коконе устоявшейся «надо-жизни». Один раз сделав выбор в ее пользу, мы наслаждаемся тем, что дальше все идет по плану:
График, у меня есть график,
А все, что не по графику –
На фиг, на фиг!
(«Несчастный случай»)
Мы, словно слепые котята, бегаем по кругу, считая, что этот круг и есть все, что может быть в нашем мире, потому что просто не видели никогда ничего другого. А раскрыть глаза страшно. И страшно потому, что если ты выйдешь из этого круга, никто не гарантирует тебе сохранения того, чем ты дорожил в прежней жизни.
Так кто же может позволить себе быть свободным? «Только тот, кто обладает финансовой независимостью», – конечно же скажут многие. То есть крутые бизнесмены, нефтяные магнаты, владельцы недвижимости – олигархи разного уровня. А вот и не угадали! По мне, так нет более несвободных и подчиненных условностям «надо-жизни» людей, чем супербогатые и влиятельные. Это только на первый взгляд кажется, будто они делают то, что захотят – тратят деньги направо и налево, развлекаются с топ-моделями, путешествуют по миру и, зачастую, сетуют на то, что глобус маловат. Сдается мне, что этот образ сознательно создан самими олигархами, чтобы было не так обидно, что деньги-то есть, а свободы от этого не прибавилось. Как он может тратить деньги налево и направо, если он привык их считать, если они почти все в бизнесе, потому что только большие деньги делают деньги огромными. Скандал с моделями в Куршавеле поубавил желание путешествовать с топ-моделями. Да и что греха таить, если работать по 12 часов в день, времени на путешествия почти и не остается….разве что только на поездки по бизнесу.
Так может быть простой работяга, без денег и крутых машин, и есть самый свободный человек? Да вот нет, оказывается. Конечно, он может попить пивка с друзьями, отдохнуть на даче с женой и детишками, но вся его жизнь подчинена, как и у олигарха, проблеме зарабатывания денег. Не может он бросить все и уехать на рыбалку, не может позволить себе купить хорошую машину вместо ржавой «шестерки», доставшейся еще от отца, не может отправить детей учиться в престижный вуз, не может купить жене норковую шубу. Он не может распоряжаться деньгами по своему усмотрению: чем распоряжаться– то, если нет наличности?
Вот и выходит, что независимо от социального статуса, наличия или отсутствия денег, все мы в этой жизни одинаково несвободны.
Были, правда, в 60-х годах прошлого века такие люди, решившие, что свобода реальна и возможна. Называли они себя хиппи. «Дети цветов» – попытка вырваться из мира придуманных условностей, заданных параметров жизни, раз и навсегда определенного сценария. И во что это вылилось? В уход от враждебной и жестокой реальности в придуманный мир:
Living is easy with eyes closed, misunderstanding all you see.
It’s getting hard to be someone but it all works out.
It doesn’t matter much to me.
(The Beatles)
Но крупицы свободы у нас есть. Мы бережем ее в нашей душе, оберегая от посторонних глаз, так же трепетно, словно «скупой рыцарь» Пушкина. Наедине с собой, или рядом с самыми близкими людьми мы можем позволить себе быть теми, кто мы есть на самом деле – свободными от условностей и ограничений, свободными от обязанностей постоянно «сохранять лицо», свободными от бешеного темпа «надо-жизни». Как у Вольтера: «Делать то, что доставляет удовольствие, – значит, быть свободным». Вот этого у нас точно отнять никто не сможет! Эйфория быть собой – как полет на высоте 10-ти тысяч метров – дух захватывает, ощущения потрясающие, но выдержать долго трудно, и всегда есть страх сорваться.
Но именно из этих моментов и состоит наша жизнь, их мы вспоминаем, когда тяжело на душе, именно о них мы мечтаем, и именно в них верим:
Мы верим, что есть свобода,
Пока жива мечта!
Верим в свою свободу
И будет так всегда!
(«Ария»)
Позволить себе быть свободным могут немногие, это право нужно еще выторговать у жизни и у судьбы. И вот если у тебя хватит смелости и упорства заслужить ее – ты можешь считать себя редким везунчиком. Но в конце пути не жди, что будешь счастлив, потому что ты можешь остаться совершенно один. Свободным, но никому не нужным, свободным, но без друзей и семьи, свободным, но выброшенным за борт общества.
Большинство обязательств, которые в жизни мы на себя берем, вовсе не обременительны, они нам нужны как воздух, иначе смысла в нашем пребывании на земле вообще нет никакого. Это наша семья, наши друзья, наша близкие люди. Мы заботимся о них, мы их любим, мы отдаем им наше время и силы, и вовсе не считаем, что это ограничивает нашу свободу. Наоборот, именно с ними мы чувствуем себя истинно свободными людьми.
Начиная самостоятельную жизнь в большом мире, мы вынуждены играть по правилам, принятым в нем.
Мне кажется, жизнь
Идет за стеной.
А я сквозь нее
Пробежать не могу.
(Несчастный случай)
Я задыхаюсь, мне всё теснее
с каждым годом,
Я широко раскрыл глаза,
но не могу найти свободу.
(Lumen)
Strawberry Fields Forever
Living is easy with eyes closed, misunderstanding all you see.
It’s getting hard to be someone but it all works out.
It doesn’t matter much to me.
(The Beatles)
(Гораздо легче жить с закрытыми глазами, по сути не видя, что творится рядом с тобой. Быть кем-то – это так сложно, но все идет, как надо. Для меня это не имеет значения…)
Кто может позволить себе быть свободным? Только тот, кто обладает безусловной финансовой независимостью, то бишь крутые бизнесмены, нефтяные магнаты, вообщем олигархи разного уровня. А вот и не угадил. По мне так нет более несвободных и подчиненных условностям «надо-жизни» людей, чем супер богатые и влиятельные. Это только на первый взгляд кажется, что они делают что захотят – тратят деньги направо и налево на разные прихоти, развлекаются с топ-моделями, путешествуют в любую точку на карте. Сдается мне, что этот образ сознательно создан самими олигархами, чтобы не так обидно было, что деньги-то есть, а свободы от этого не прибавилось. Не может он тратить деньги направо и налево – потому как умеет их считать, и они почти в бизнесе; с моделями отдыхать элементарно некогда – времени и так ни на что не остается, как, впрочем, и на путешествия. Так что нет у них свободы, даже самой элементарной нет.
Так может быть простой работяга, без денег и крутых машин самый свободный человек? Да вот нет, оказывается. Конечно, он может попить пивка с друзьями, отдохнуть на даче с женой и детишками, но вся его жизнь подчинена, как и у олигарха, проблеме зарабатывания денег и поддержания уровня жизни. Не может он бросить все и уехать на рыбалку, не пожжет позволить себе купить хорошую машину вместо ржавой «шестерки», доставшейся еще от отца, не может отправить детей учиться в престижном вузе, не может купить жене вожделенную норковую шубу. Он так же, как и крутой бизнесмен, не может распоряжаться деньгами по своему усмотрению: только олигарха потому, что нет времени, а работяга, потому что нет наличности. И кстати, отдых на Гоа им обоим равно недоступен. Пусть работяга вынужден выслушивать каждый день поучения и окрики тупого бригадира или начальника цеха, зато состоятельный человек – мило улыбаться партнеру по бизнесу, которого в душе ненавидит.
Вот и выходит, что независимо от социального статуса, наличия или отсутствия денег, все мы в этой жизни одинаково несвободны.
«Гораздо легче жить с закрытыми глазами, по сути, не видя, что творится рядом с тобой. Быть кем-то — это так сложно, но все идет, как надо. Для меня это не имеет значения…»