Каждый год, примерно в одно и то же время, ко мне подходит мама и задает один вопрос: «Почему я не смотрела фильм X1, фильм Х2, фильм Х3…?». Список продолжается очень долго, иногда просто долго. Это значит, что объявили номинации на «Оскар», и количество фильмов зависит только от того, как давно в новостях мусолят списки номинированных фильмов. Каждую неделю у меня с моей девушкой спор о том, на что мы пойдем в этот четверг. Каждый раз она приводит мне аргументы из серии: «Прочитала обзор на Yahoo!Movies» или «Вбила в Google, посмотрела отзывы».
Каждый раз я тихо и про себя смеюсь над людьми, которые стабильно ходят только на «артхаус» и «независимое» кино. Обо всем по порядку.
Про Оскар
Так сложилось, что для многих авторитетность «Оскара» непоколебима, не только у себя на родине в США, но и за океаном. Россия не исключение, благодаря академикам у нас в стране есть только три «Великих» режиссера – Михалков, Меньшов и Бондарчук. Многие, кстати, даже считают, что «сын-режиссера-бывший-актер-ныне-тоже-режиссер-но-модный» Бондарчук (младший) тоже великий режиссер, но академики – дураки. Каждый год миллионы людей по всему миру бегают как угорелые в попытках посмотреть эти никому не известные фильмы, которые в Америке-то видело не так много людей, так как выходят оскаровские номинанты где-то в конце декабря. Честно говоря, сам процесс напоминает чем-то процесс участия в тендере в России. Посмотреть номинированные на «Оскар» фильмы для многих сродни статусу – «быть в теме». Это потом можно обсуждать. А если фильм, помимо номинаций, еще и огребет кучу статуэток, то можно придать лицу серьезный вид, и говорить всем: «Я посмотрела этот фильм еще до того, как он получил 7 оскаров, и по нему началась истерия!» В голове подруги/друга сей факт должен означать: «какая крутая», а в голове говорящего все еще вертится мысль «Блин, вот говно, заснула же на нем, ну ладно, пересмотрю».
Про обзоры
«Не сотвори себе кумира», и не возлюби никакого критика, кроме себя самого. Когда я иду в кино, я реагирую только на маркетинговые штучки. На то, насколько узнаваемо имя режиссера и актеров, на то, как сделаны постер и трейлер. Фильму не обязательно иметь все эти качества… Но! Но я никогда (никогда!) не ходил на фильм из-за мнения критика. Откуда я могу знать, может быть, Киану Ривз напоминает критику ее бывшего парня, и поэтому она ненавидит все фильмы с ним? Я этого знать не могу. Откуда я могу знать, может, у критика в детстве не было возможности читать комиксы как у его сверстников, и теперь он считает, что экранизации комиксов такие же ничтожные, как и люди, которые их читают? А это мне кажется уже чистым субъективизмом, и доверять я этому не могу. А недоверие к людям – самое прекрасное и полезное качество, которое только может быть. С ним безопасно можно скачать «Черную молнию», и понять, что какой ролик, такой и постер, а какой постер, такие же и продажные журналисты, которые писали на фильм рецензии.
Про артхаус
Я очень люблю фанатов артхауса. Они доставляют мне такое удовольствие, что я даже описать это не могу словами. Эти люди с чувством собственного превосходства готовы смотреть независимое кино, и только его! Свысока смотря на простых смертных, смотрящих фильмы в обычных кинотеатрах, а не в тех, которые показывают артхаус. Эти люди настолько глупы, что фильмы Альмодовара, Фон Триера и Джармуша они все еще считают артхаусом. Люди! Это уже мэйнстрим. Об этих фильмах пишет Vogue, The Rolling Stone, HELLO и ОК. Обратите внимание на эти десятки наград на постерах. С таким же успехом вы можете написать заметку, отправить ее в Esquire, GQ или Миссию, а потом на свое резюме или следующую заметку поместить логотип с текстом: «Смотрели в этом журнале». Если интересно, то ни один уважающий себя фестиваль не возьмет в конкурсную программу фильм, который уже победил на другом фестивале. Если же на постере всего одна награда, то посмотрите на нее внимательно. Если на ней нет слов вроде «Venezia», «Berlin» или «Cannes», то эта награда меньше или равна словам ММКФ. Смотреть независимое кино в России каждый день – это то же самое, что и есть устрицы в России каждый день – либо это слишком затратно, либо это сублимация, которая на самом деле устрицей, то есть фильмом не является. Да и плюс подташнивать недели через две будет, но смотреть/есть хочется, ведь круто же со стороны выглядит.
Обо мне
А вообще кино я люблю. Очень сильно, но при этом без фанатизма. Я не люблю отвечать на вопросы: «А какие скрытые смыслы ты тут нашел?» или «А как тебе?». Если мне понравится, я скажу: «понравилось», не понравится – скажу: «не понравилось». Я не буду вступать в полемику и с пеной у рта что-то кому-то доказывать. Потому что мнение о фильме должно быть свое, и объективное. На него не должен влиять «Оскар», обзоры чужого дяди, или награды ранее неизвестных вам фестивалей.