+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

ЕГЭ лишён смысла и качества

СЕМЬЯ: дословно

Текст: Александра Павлова
Фото: Дарья Пона

ЕГЭ — это слово из трёх букв стало ругательным. Почему это экзамен ради экзамена или целая полицейская операция, рассказывает директор частной школы «Эстет-центр» Александр Медзюта.

Направление у нас самое что ни на есть общеобразовательное, без усиленных предметов. Наша главная задача — обучать детей, которые не нашли себя в муниципальных и государственных школах. Что значит не нашли себя? Это когда условно учителю не нравится выражение глаз ребёнка или ученик не поладил с одноклассниками или вообще не желает учиться. Мы сегодня наблюдаем достаточно серьёзную вещь, когда дети не хотят ходить в школу чуть ли не с первого класса. Это довольно странно. Потому что всю жизнь возраст от семи до десяти лет считался самым благоприятным для получения новых знаний. В это время дети обладают бесконечной жаждой знаний. Рассказываешь им про Луну — интересно, про травинку — тоже интересно. А дальше идёт возраст социализации, который заставляет сосредотачиваться на другом.

 

-Александр Сергеевич, все знают, что вы резко и свободно отзываетесь о нововведениях, которые несут негативные последствия. Что вы думаете о ЕГЭ?
-О негативном влиянии ЕГЭ говорят все и всюду, а со стороны Министерства образования — никакой реакции. Вся образовательная система уже закручена вокруг него. Книги, методички, подготовительные курсы — тысячи людей со стотысячными окладами работают на это. И ты хоть убейся, ничего не изменится. Потому что все эти люди будут оборонять свой кусок хлеба. И выход из этого мракобесия я вижу только один — ликвидировать Министерство образования как таковое.

 

-Но говорят, что именно ЕГЭ даёт беспристрастный результат. Никаких любимчиков на экзаменах…
-Да, с этого «благородного позыва» всё и началось. Якобы учителя не объективны во время сдачи экзамена и завышают отметки любимым ученикам. Но это такой же абсурд, как и то, что дарить педагогам цветы — взятка. И подобных нелепостей в нашей системе образования слишком много. Кроме того, бальная система оценки знаний не имеет никакого отношения к развитию ребёнка и его положения в будущем мире.

 

-Но система-то существует с 2002 года.
-Но в 2002 году вас не обыскивали на экзаменах. Не устраивали целую полицейскую операцию. Не выворачивали карманы, не водили металлоискателем, не вытряхивали из сумок гаджеты. Это унижение детей нужно немедленно прекратить! Да и вообще, чем нашим чиновникам помешали телефоны? Что может дать смартфон, когда нужно решить математическое уравнение? Но речь сейчас не об этом, а о том, что необходимо возвращаться к нормальным экзаменам в формате «вопрос — ответ». Например, мы в 10 классе, а я учился в школе № 31, сдавали больше семи экзаменов. Сочинение, физика, история… Тогда по многим предметам учителя вели тематические кружки, сами выбирая направление занятий. Конечно, при такой заинтересованности учителей наши познания выходили далеко за рамки школьной программы. Поэтому когда нас учитель спрашивал, как связаны между собой электрическое и магнитное поля, мы не только отвечали на этот элементарный вопрос. Мы выводили на доске уравнения Максвелла. Интерес ребёнка начинается там, где он находит хорошего собеседника. Если учитель стал таким собеседником для ученика, то он попал в точку. Значит, он воспитает человека разбирающегося, могущего, мыслящего.

 

-Что вы перенесли из школы своего детства в свою собственную школу?
-Отвечу одним словом — адекватность. Вся педагогика в этом слове. Но это слово не имеет ничего общего с современной системой образования. У меня вообще создаётся такое впечатление, что мы живём и трудимся не среди людей, а среди бумажных автоматов. Чиновники всё строчат, строчат, строчат. У них даже вопросов не возникает, для чего они это делают, и что их бумаги не применимы к жизни. Это всего лишь унифицированные, бездушные листы, регламент, который для них Господь Бог. А для меня это дьявол. Потому что регламент никогда не поможет учителю воспитать личность. И ребёнок с его многогранными талантами никогда не сможет вписаться в их упрощённую бюрократическую схему.

 

-Сегодня создатели ЕГЭ пошли дальше и устраивают репетицию перед выпускными экзаменами. Насколько это оправдано?
-Засилье тестов в школьной программе как раз и говорит о том, что это проверка ради проверки. Сейчас придумали писать сочинения, ввели проверку текстов на уникальность и так далее и тому подобное. И педагог занят только подготовкой к тестам, заполнением анкет для тестов, решением тестов, внесением результатов тестов… Стесняюсь спросить: «А когда учить?» Из нас делают болванчиков. И наша школа здесь — оплот сопротивления. Мы в отличие от более высоких учреждений с уклоном, с углублённым изучением и другими пафосными приставками, ни к кому не подлизываемся. И гордимся тем, что наши ученики преподают в вузах, занимаются научной деятельностью и знают чуть больше, чем положено для ответов на пресловутые тесты. Но самое страшное, в этой системе по воспитанию болванчиков даже не в том, что в больницы придут нерадивые врачи, а в школе будут преподавать нерадивые учителя. А то, что мы теряем смысл жизни и совершенно не знаем, для чего жить. Что на свете есть любовь, дружба и творческий поиск…

-А как родители воспринимают ЕГЭ?
-Со дня введения этого экзамена прошло много лет. Так что родители принимают его как данность. Тем более теперешние мама и папы гораздо меньше заняты детьми, чем 20–30 лет назад. Когда надо зарабатывать деньги, накапливать блага, о детских проблемах думать некогда. Все эти «яжематери»… О ком заботятся они, кроме себя самих?

-В чём особенность вашей школы, может ли она совмещать современные требования по подготовке к ЕГЭ и давать качественные знания?
-Мы первая частная школа в Челябинске. Работаем с 1991 года. Мы продукт переходного периода и той свободы, которая появилась в 1990‑е гг. Думаю, сегодня, во время тотального стандарта и регламента, такого образовательного формата уже не случится. Не ставим самоцелью прохождение нашими детьми пресловутого теста. То есть когда мы заточены на знания, результаты не заставляют себя долго ждать. Могу сказать относительно своего предмета: математика упрощает жизнь, а не наоборот. Был у меня мальчик, который исписал два листа для решения уравнений. Так вот, когда я показал ему формулу, которая помогает найти правильный вариант, оказалось, что решение занимает всего лишь две строчки. Всё потому что математика равно логика, а сегодня растёт алогичное поколение. Наши дети слишком заняты компьютером и чётко знают, какую кнопку нажать. Но не больше того. А это скорее нумерология, чем логика. Мы же учим детей смотреть на мир шире и открывать в себе новые таланты. И относимся к каждому ребёнку не как к одному из ста, а как к самодостаточной личности.

 

Pin It on Pinterest

Share This