+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Алишах Сулейманов

Справедливость, верность и правда

СЕМЬЯ: сын своего народа

Текст: Лана Литвер
Фото: из личного архива Алишаха Сулейманова

Этой историей мы начинаем серию публикаций о традициях, обычаях, нравах и правилах жизни разных народов. О национальных особенностях нам расскажут лучшие представители своих диаспор. Первый гость рубрики — владелец кондитерской компании «Руслада», бакинец, отец семерых детей Алишах Сулейманов.

Дом

В нашей семье семеро детей: четыре брата и три сестры. Я был пятым ребёнком. Нас воспитывали в строгости. У нас был чёткий режим дня, которому мы следовали неукоснительно. Вовремя вставать, вовремя кушать, делать уроки, помогать по дому, даже в футбол играть по расписанию — график жизни был установлен папой раз и навсегда. Если мы его нарушали, от него это скрывать было невозможно. У меня почему-то осталось ощущение, что меня папа воспитывал строже остальных.

Помогать маме по дому было обязанностью и мальчиков, и девочек. Мы рано вставали и шли во двор поливать, подметать, выполнять любые поручения. У нас в семьях, вопреки стереотипам, что женщина полностью занимаются домом, а восточный мужчина тряпки никогда в руки не возьмёт, работа не делилась на мужскую и женскую. Все мальчики должны уметь выполнять любую женскую работу по дому. Мы по очереди делали уборку, протирали пыль, подметали, мыли посуду. Ничего плохого в этом не вижу. Я и сейчас могу помыть пол, пропылесосить, надеть фартук и встать к плите — я всё умею. Я научился готовить в одиннадцать лет. Мама учила меня любой домашней работе.

Чистота и порядок дома — это краеугольный камень в азербайджанских семьях. Это атмосфера, это хороший настрой. Это означает, что дома тебе рады, ждут, любят, заботятся о тебе. Знаете, видимо, это так глубоко заложено с детства воспитанием и традициями нашего народа, что дом, в котором грязно, не могу уважать. Конечно, чистота — это дело женщины, но мужчина должен обеспечить семью всем необходимым. И совсем не обязательно иметь большую квартиру или дом.

Правила жизни

Есть главные правила, которым нас учили с детства.

Первое: уважение к старшим. Слово родителей — закон. Послушание — беспрекословное. Когда старшие заходят — ты должен встать, поздороваться. Нельзя громко кричать, мешать разговору, перебивать. В уважении к старшим я воспитываю и своих ребятишек. Они обязательно здороваются с нашей консьержкой, спрашивают, как дела. Сам так живу все годы, мимо иду: «Тётя Нина, я поехал туда-то», «Спокойной ночи», «До свидания». Не понимаю, как можно по-другому.

Второе правило: семья — это святое. Мы поддерживаем друг друга в любой ситуации, всю жизнь. Жёны, мужья, дети моих сестёр и братьев — это не чужие люди, мы все одна семья. Всё, что происходит в жизни другого, — это общее дело каждого из нас. Нет чужого горя, нет чужой радости, всё общее. И мы очень сильно переживаем друг за друга. Наша сила, наш корень — это род.

Мужчина и женщина

Восточный мужчина — всегда главный. Но в доме главная — женщина. Да, вот так.

Мой папа во всём слушался маму, порой, мне кажется, даже побаивался её. Мама была очень принципиальная, смелая, она воспитывала мужчин — к ней даже обращались за помощью, чтобы уладить конфликт. Однажды на свадьбе случилась драка. Один замахнулся на другого ножом. Мама успела подставить руку, и нож насквозь пробил ей ладонь. Она спасла человеку жизнь, и двое мужчин, себя не помнивших в тот день, благодарили её долгие годы. Один — за то, что не довела до убийства, другой — за то, что спасла, не побоялась удара ножом.

Мой папа любил женщин. У него всегда было две секретарши. Для восточного мужчины это очень важно, чтобы рядом находилась красивая женщина. Неважно, какая у неё причёска, одежда и так далее. Женщина — это красиво по определению. Но мама строго запретила отцу ходить налево. И он послушался. Когда я стал постарше, классе в восьмом, даже ругался с ней из-за этого. Мама в ответ кидалась в меня всём, что под руку попадалось.

Однажды в Челябинске на свадьбе я рассказал историю о том, как один мой друг сумел помирить двух своих жён — русскую и азербайджанскую, но тост всё же поднял за моих родителей, которые прожили друг с другом в любви и согласии пятьдесят один год, и пожелал молодым такого же счастья. Когда я закончил тост и сел за стол, ко мне подошёл один из гостей и рассказал, что он в точно такой же ситуации, у него две жены параллельно, что делать? Потом ещё один, с таким же вопросом. Потом третий! Это были русские мужчины, не азербайджанцы.

Что самое главное в отношениях? Верность и чистоплотность. Мужчины имеют право иногда лукавить, а женщины — нет. Женщины в Азербайджане традиционно очень порядочные. Конечно, современные нравы подействовали и на наш национальный менталитет, джинна, как говорится, выпустили из бутылки. Наши девушки стали позволять себе… вольности, сейчас в Азербайджане очень много разводов, как и в России. Это очень плохо. Раньше женщин воспитывали так: вышла замуж — живи, и точка. И это правильно, по-моему.

Нет однозначного ответа на вопрос, кто в азербайджанских семьях главный, мужчина или женщина. Главное — это уважение друг к другу. В трудные моменты всё равно мужчина берёт на себя ответственность. Но мы с женой всегда слушаем друг друга. Ни дома, ни на работе я не принимаю решения в одиночку. И жена всегда советуется со мной.

Я для жены — и брат, и сестра, и отец, и мама, и друг, и муж.

Праздники и алкоголь

Наш главный национальный праздник — Новруз-байрам. Этот праздник отмечает вся страна, с 20 по 26 марта — официальные выходные дни. Каждый год обязательно лечу в Баку. Новруз-байрам чем-то похож на русскую Пасху: все мирятся, прощают друг друга, забывают обиды, поминают усопших, ставят свечки… Накануне обязательно наводят порядок, моют окна, расчищают, красят, словом, готовятся к весне. Во всех дворах обязательно звучит музыка. Родственники, друзья, соседи — все ходят друг к другу в гости. И, конечно, в этот день готовят плов. Это особенный плов — в огромный казан кладут одну-единственную изюминку. Кому эта изюминка достанется — тому повезёт. Как я всегда мечтал, чтобы она досталась мне! И часто попадалась, наверное, я везучий.

Важное правило Новруз-байрама — на столе отсутствует алкоголь. Никто не пьёт. Много музыки, вкусная еда, все весёлые, танцуют, разговаривают, но чтобы не было агрессии, спиртное не допускается.

В нашей семье не пили и не курили. И в моей семье — так же. Это исключено. То же касается всех моих сестёр и братьев. Это, видимо, в крови. В Баку на улицах вы никогда не увидите пьяных. Когда человек выпил лишнего в ресторане (а в заведениях есть алкоголь), он садится в такси и уезжает. Если на улице женщина сделает замечание нетрезвому мужчине, этот мужчина должен сразу пойти и повеситься. Для него это оскорбление, публичная пощёчина. Женщина может сказать пьяному всё, что думает. Поэтому мужчины в состоянии алкогольного опьянения на улицах Баку не показываются, а наши женщины чувствуют себя в полной безопасности. Пьяный мужчина — не угроза для неё, это его позор. Чтобы не сталкиваться в таком неприглядном виде с женщинами, мужчины, выпив лишнего, берут такси.

А если человек пьёт каждый день — считается, что это грязный человек. Я сам на работе таких пьяниц останавливал и отправлял мыться в душ. В нашей традиции пьянство неприемлемо.

Воспитание детей

Я говорю с детьми каждый день. Конечно, и моя жена Светлана это делает, но я тоже нахожу время, и мы обсуждаем, что у ребят произошло сегодня, что получилось, что не так. Разумеется, у них строгий режим дня: вовремя кушать, учиться, заниматься спортом, спать. Главная их задача — хорошо учиться, поступить в институт, получить образование. Говорю им так: «Сегодня я тебя кормлю, а после института ты будешь меня кормить».

Конечно, мы учим уважать старших, помогать по дому — это само собой. Наши дочери учатся любой работе по дому: стирать, убирать, гладить, готовить… Девочка должна всё уметь делать, а не учиться после свадьбы, чтобы заботиться о своём муже и уважать его.

Но самое главное в воспитании детей — обман неприемлем. Ни в коем случае, никогда, ни при каких обстоятельствах детям нельзя обманывать родителей. Это строго запрещено. Я моментально распознаю враньё. Моя Светлана говорит: «Тебя так просто не обманешь, Сулейманов!» И если обнаружил ложь, предупреждаю: больше уступок от меня не получите. Всё будет строго.

Отдам дочерей замуж за тех, кого они выберут. Но я должен проверить, что за человек. Как проверить? Я посажу его перед собой и просто поговорю. Мне всё станет ясно.

Старшей дочери Даше я сказал, что она может дружить с молодым человеком не раньше чем на пятом курсе института. «До этого — забудь про романы», — так я ей сказал. В седьмом классе я с её дружбой быстро разобрался. Я поговорил с Дашей, с её парнем, с его родителями и всем объяснил: давайте соблюдать дисциплину. Даша расстроилась, но я доказал ей, что она не права: у неё упала успеваемость. Пришлось отобрать телефон, планшет, компьютер. Дочь пыталась обманывать меня, но потом всё же согласилась, что до пятого курса — никаких любовей.

Дома мы говорим на азербайджанском и на русском. Моя жена — русская, но она за годы выучила мой язык, и дети учат тоже. Мы специально выписали для них из Баку няньку (так мы называем дома помощницу по воспитанию детей). Азербайджанский язык — наша традиция. Считаю, что это очень важно. Няньки воспитывают и младших детей, мы решили не отдавать их в детский сад, я запретил. У Даши был в этом отношении негативный опыт. Считаю, садик научил дочь жёсткости, душа зачерствела. До сих пор вижу эти последствия и аккуратно работаю с ними.

Земляки, друзья и враги

У всех азербайджанцев невидимое — родство и братство. Если кому-то из земляков нужна помощь — помогаю не глядя. Мне необязательно знать людей лично. Если, не дай Бог, несчастье, например попали люди в аварию, и мне позвонили — без разговоров помогаю. И не я один. Мы одна большая семья, мы с одной земли. Никто такими просьбами не злоупотребляет, поверьте.

Один мой друг, он русский, говорит мне так: «Я не могу быть таким душевным, как ты. Вероятно, это Богом дано — так переживать, так близко принимать всё к сердцу. Я так не умею». И действительно, из-за каждой мелочи у меня душа болит, мало кто знает об этом. Света мне говорит: «Ты побереги себя». Но такой уж родился, не переделаешь. Даже на экзаменах не за себя переживал, а за ребят, моих однокурсников. Хотел, чтобы все сдали экзамены. Что это — национальное или личное? Я хочу, чтобы везде всем было хорошо. В этом заключается справедливость.

Даже за врага переживаю искренне и стараюсь ему помочь, если смогу. Это тоже справедливость: даже нехороший человек должен получить добро и помощь, чтобы стать лучше, хотя бы немного. Да, я так делаю. И иногда получается.

Кровная вражда — это не наша тема. Это традиции Северного Кавказа, а Азербайджан — это Закавказье. Не могу злиться дольше чем полчаса, быстро прощаю. Никогда не буду злом отвечать на зло.

Ненавижу обман. Мне достаточно задать человеку несколько вопросов, и я вижу, если он лжёт. Когда принимаю на работу — всегда лично провожу беседу, говорю о жизни, обо всём подряд, и, бывает, человек сам попадается на своём враньё, запутывается. Для меня обман — самый страшный грех.

Верю в справедливость. В моей компании «Руслада» все знают, что я защищаю справедливость, верность и правду. Мои сотрудники знают, что справедливость победит, правда победит. Я для них как отец и переживаю за них, как за родных. Может быть, это тоже в крови?

О «Русладе»

Название компании «Руслада» происходит из двух слов: Русь и ладья. Русь — потому что мы живём в России, любим её как свою родину, потому что Русь — древнее название сильного, непобедимого государства, никогда не покорившегося врагам. А ладья — это одна из сильнейших шахматных фигур. Так мы зашифровали в бренде сильную страну Россию — мою вторую Родину.

Pin It on Pinterest

Share This