Дом на площади
Часть III
Явления: город
Текст: Сергей Белковский
Фото: из архива Сергея Белковского
Игорь Табашников
Семья Игоря Табашникова поселилась в этом доме в квартире Николая Михайлова, который был студенческим товарищем Табашникова, а в те годы — проректором педагогического института.
— Квартиру мы получили по ходатайству папиного близкого друга Николая Николаевича Михайлова, тогдашнего проректора ЧГПИ, который переезжал на работу в Москву и оставлял эту квартиру нам «по наследству», — вспоминает Екатерина Табашникова. — У нас была семья из пяти человек, трое детей, а жили в двухкомнатной квартире в первой четырнадцатиэтажке у парка. Папа был тогда деканом филфака пединститута, нашу двушку отдали другому преподавателю, так что всё было честно.
Игорь Николаевич Табашников окончил историко-филологический факультет ЧГПИ, но нашёл своё призвание в газетном деле, был редактором студенческой многотиражки «Молодой учитель», ответственным секретарём «Челябинского рабочего» и «Вечернего Челябинска». Он был одним из первых, кто в советские годы создавал модели газеты. Ещё никто не знал слова «бильд-редактор», но Табашников был именно им. Все газеты Челябинска и некоторых городов области верстали по его шаблонам.
Конечно, это было очень круто: самое сердце города, окна на площадь, — продолжает рассказ Екатерина. — И пусть двор был неприглядный, часто стояли запахи отходов и мочи, но тогда на это мало обращали внимания. У меня, студентки, наконец-то появилась своя комната, пусть даже и через проходную комнату братьев, появился зал, где мы смотрели телевизор, принимали большие компании друзей. До сих пор помню, как папины друзья слушали на магнитофоне Высоцкого: «Кони привередливые», «Идёт охота на волков» и т. д. Чем была примечательна эта квартира? Тем, что в ней была «двухкомнатная» кухня, к кухне была пристроена маленькая комнатка для прислуги, дом ведь строился для работников облисполкома образовавшейся только-только Челябинской области. И были очень высокие потолки. Мне нравился лифт — такой ползущий в клетке домик с деревянными дверками, мне до сих пор иногда он снится. Жили мы на одном этаже с главным режиссёром драмтеатра Наумом Орловым. Я видела его в подъезде за эти годы всего несколько раз. Больше помнятся его жена и дочь, которая как-то лечила меня. Ещё у них была спаниелька, которая иногда приходила к нам поласкаться.
Игоря Табашникова пригласили в Москву, работать ответственным секретарём в газете «Московская правда». Это был партийный орган, и когда началась перестройка, Табашников не смог оставаться в редакции по внутренним убеждениям. И тогда они с другом, главным редактором «Московской правды» Валерием Евсеевым придумали газету «Вечерний клуб». Издание стало быстро набирать популярность. Но 31 августа 1993 случилось страшное и для редакции, и для семьи Табашниковых: редакционная машина с четырьмя сотрудниками попала в смертельную аварию. Игоря Николаевича не стало в 53 года.
Екатерина Табашникова прожила в Доме на площади все свои студенческие годы, отработала год в школе, потом работала в многотиражке Торгового центра. В Москве 20 лет отдала популярному в те годы еженедельнику «Собеседник», была редактором фотоотдела. Была замужем за известным актёром Игорем Старыгиным. Её младший брат Николай Табашников стал журналистом, он главный редактор телеканала «Моя планета».
Александр Пороховщиков
В этом доме жили трое лауреатов «Светлого прошлого». Они не были знакомы, жили в доме в разные годы. Но вот спустя годы их имена объединила премия и людская память. Об авторе сценария знаменитого фильма «Вам и не снилось» писательнице Галине Щербаковой мы рассказали в прошлом номере. И обещали познакомить с другими лауреатами «Светлого прошлого» из этого дома.
…Шла церемония вручения народной премии «Светлое прошлое». Народный артист России Александр Пороховщиков тоже получил своего «Кентавра». Стоя на сцене театра драмы, он с трудом сдерживал слёзы. Он вернулся в город детства и юности, где не был 40 лет.
— Из Москвы в 1946 году мы уехали в Магнитогорск, где отчима назначили главным архитектором, — вспоминал актёр. — В Магнитке жили до 1953 года. Когда Сталин умер, перевелись в Челябинск.
В Челябинске отчима назначили главным архитектором, поселились в Доме на площади. Здесь будущий актёр закончил школу и несколько курсов медицинского института, затем семья переехала в Москву. Там началась новая, уже актёрская жизнь.
Он хотел непременно взглянуть на дом, где когда-то жила их семья, — вспоминает моя коллега Лидия Садчикова.
Из окна квартиры, примыкающей к той, которая принадлежала семье Дудиных-Пороховщиковых, выглянула пожилая женщина. «А я вас помню», — сказала она, и у Пороховщикова в глазах появились слёзы.