Если в ближайший отпуск у вас станет вопрос, где отдохнуть – оставайтесь дома. Да-да. Отправляйтесь в путешествие по Южному Уралу. Озера, горы, пещеры, неведомые дорожки и старинные купеческие особнячки… У каждого Челябинская область будет своя, но обязательно гостеприимная и нескучная, уверен министр культуры региона Алексей Бетехтин. О том, куда ехать, чтобы удивить себя и друзей, мы и поговорили с «главным по туризму» в Челябинской области.
Если бы к вам приехал друг-иностранец, куда бы вы его повезли?
А он когда приезжает?
Давай летом.
Тогда и гадать особо не надо – одно из наших озер. Или Аркаим, юг области. Совсем другая климатическая зона, степи. Если верить эзотерикам, Аркаим – колыбель цивилизации, родина Заратустры, прародина славян и ариев. Это, пожалуй, один из наиболее известных археологических и природно-ландшафтных заповедников. Место историческое и уж точно самое сакральное – хотя я во все эти связи с космосом не очень верю. А зимой надо ехать к нам на горнолыжные курорты, да просто побродить по лесам. Здесь подошла бы горнозаводская зона – север региона. Это Сатка, Куса, Миньяр, Аша. Не так давно мне, действительно, пришлось поработать гидом для друзей из другого города, так они у каждой елки останавливались и фотографировались. Картинки сказочные, как на открытке. А ведь эта вся экзотика – домашняя, даже на самолете лететь не надо!
Правда, что на развлечения туристов область готова потратить миллиарды? А проект по развитию внутреннего туризма получил добро на федеральном уровне?
Проект «Синегорье» мы защитили в Москве еще в ноябре прошлого года. Да еще как защитили! Он набрал 88 баллов из 100 возможных.
Всего в конкурсе принимали участие 30 регионов, мы не только попали в первую десятку, но и заняли в ней пятое место, уступив традиционно туристическим территориям, таким как Краснодарский край. Или той же Ульяновской области с уникальным комплексом «Родина Ленина».
Чем чиновников так покорило «Синегорье»?
Масштабом. Проект уникальный хотя бы потому, что в него включились 12 муниципальных образований Челябинской области – это довольно большая территория. Я знаю туристические кластеры, которые состоят из набережной реки и двух-трех достопримечательностей, включая ресторан. Мы же объединили более двухсот объектов! Девять из них попали в федерально-целевую программу и ждут финансирования.
Если мысленно представить карту региона, то красными флажками-достопримечательностями будет отмечена вся Челябинская область?
Конечно. Карта кластера совпадает с картой региона. Туризм мы будет развивать сразу по пяти направлениям: оздоровительный, рекреационный, спортивный, культурно-познавательный и экологический. В каждом кластере потенциальный турист должен получить полный набор впечатлений. Например, в кластере «Край трех тысяч озер» (Миасс, Златоуст, Чебаркуль) можно развивать событийный, экологический, спортивный, исторический, промышленный виды туризма. То есть гость может посетить
Ильменский фестиваль, познакомиться с красотами заповедника и Тургояка, позаниматься спортом в «Солнечной долине», совершить экскурсию в городской музей и осмотреть развалины французской фактории 19 века в Миассе. Туристам нравится, когда много ярких впечатлений, потому что просто так релаксировать в санатории на берегу озера – довольно скучно.
Но ведь так можно проводить отпуск и сейчас?
Да, но туристам должно быть не только интересно, но и выгодно отдыхать. Для них должна быть специальная система скидок. Что-то вроде карты гостя, как в Европе, когда ты покупаешь единый билет, который действует на разных объектах.
Туризм – это не только природа и старина, но и инфраструктура, отели, курорты. Где ищите инвесторов?
Важно не только продумать маршруты, главная задача – создать качественную инфраструктуру, а для этого необходим приток частного капитала, государственное сопровождение инвестпроектов. Пока большинство бизнесменов – это те, кто сейчас работает в этой сфере. Пример – «Солнечная долина» Олега Сиротина или златоустовские оружейники. Да много таких, они почти все наши, южноуральские. Хотя вот в Кусе появился серьезный предприниматель из столицы – построил горнолыжный курорт. Но мы беремся за любые свежие идеи, самый маленький бизнес. Так, в Миассе открылся первый и единственный в России музей пельменя – объект культурного наследия «Дом купца Смирнова». Здание реконструировали, и в нем нашлось место и ресторану, и выставке, и игровой комнате.
Не спрашиваю, чем заманить туристов, это и так понятно. А вот как? Что-то уже придумали?
Сложно что-то придумать вообще эдакое. Как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Так решили вспомнить «значок туриста». Раньше, в советское время, такие давали. Пройдешь энное количество километров, и тебя принимают в общество туристов. Сейчас, конечно, выдавать хотим не значки, а, например, пластиковую карту. И не за километры, а за достопримечательности. Приехал, побывал там-то и там-то, посмотрел, тебе сделали отметку – получи бонусы. Что это будет за отметка – мы еще решаем. Должна быть цель – если раньше давали путевки на школьный класс, то сейчас это будут либо призовые туры, либо что-то еще. У человека должен быть стимул много путешествовать по родному краю.
Иностранцы до Урала доезжают?
Те, кто был в России, уже объездили Москву и Питер и хотят дальше. У нас на Южном Урале есть ведь не только заводы, но и заповедники, озера. Но я считаю, что надо продавать не природные ресурсы, а нематериальные вещи – культуру, образование, туризм.
И все-таки, что интересно какому-нибудь ковбою из Техаса?
Прежде всего, так называемый рекреационный туризм – не загаженные мегаполисы, а первозданная природа. Их сильно радуют и удивляют наши леса и озера. Челябинская область частично, больше, конечно, соседний Курган, специализируется на экзотической охоте. Особенно немцы любят пострелять в косуль. Но в отличие от Зауралья, мы не делаем ставку на это направление. Еще, как ни странно, иностранцев привлекает все индустриальное, наша промышленность. Но проблема в том, что почти все производства закрытые. На тот же химзавод «Маяк» и нашему человеку не попасть. Но заграничные туристы согласны даже на музей. Недавно разговаривал с иностранными партнерами, спрашивал, куда хотели бы съездить? Отвечают: спуститься в шахту, посмотреть, где добывают золото, причем, самим поучаствовать в процессе.
Но рассчитывать на массового туриста из Америки и Европы не приходится?
Делаем ставку на Китай. Там экономика стремительно развивается, благосостояние населения растет семимильными шагами. Турист из Поднебесной – массовый, активный, с деньгами. И здесь пересеклись наши интересы со свердловчанами. Потому как туристы прилетают к ним, а едут смотреть и отдыхать к нам.
Про медведей, которые гуляют по улицам, уже, конечно, не говорят. Но и знают о Челябинской области до обидного мало…
В этом есть и наша вина. Мы всегда позиционировали свою область как край суровых людей, огня, металла и танков. Помню давным-давно, еще в Ленинграде, общался со своими ровесниками-студентами и рассказывал им, что у нас сверхсекретный регион, кругом все в колючей проволоке. Мы сами сформировали этот имидж неприступной и даже враждебной к туристу территории. Но менять психологию надо. Пусть не сразу, но мы с этой задачей справимся. Разве кто-то сомневается?
В туристический кластер «Синегорье» вошли 12 муниципалитетов Челябинской области, в том числе объекты на территории Миасского, Златоустовского, Трехгорного, Кыштымского городских округов, Саткинского, Катав-Ивановского, Кусинского муниципальных районов. Туристический кластер объединяет как уже существующие объекты, например, национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», горнолыжный курорт «Солнечная долина», клуб-отель «Золотой пляж», памятник истории и культуры «Пороги», так и еще не реализованные проекты.
Челябинскую область в 2016 году посетило 2,2 млн туристов, что на 10% больше, чем в 2015 году. Регион занял восьмое в списке самых популярных туристических направлений страны. Лидерами внутреннего туризма стали Краснодарский край (его посетило 15,8 млн человек), Московская область (12,5 млн) и республика Крым (5 млн). Горнолыжные курорты Челябинской области заняли второе место по популярности среди туристов по итогам новогодних праздников 2017 года, уступив первое место «Красной поляне» в Сочи.