Каждый год накануне Дня победы в черной форме морского офицера, с кортиком у пояса, с орденами и медалями на груди, с неизменной строгой выправкой и улыбкой на лице он входит в школу, где много лет проработал учителем истории. В этот же момент его окружают ребята и как завороженные слушают воспоминания о страшных военных годах – он для них словно герой, сошедший со страниц невероятно увлекательной приключенческой книги. Вот только сюжет ее нисколько не выдуман – это история его жизни.
Капитану второго ранга, ветерану Великой отечественной войны, учителю истории челябинского физико-математического лицея №31, так искренне любимому многими поколениями выпускников школы, Эрнесту Ивановичу Кузнецову исполнилось 90 лет. Но главное даже не это. Удивительным образом этот человек повлиял на судьбу многих из тех, с кем так или иначе его сталкивала жизнь – во время войны, уже после нее, в бытность свою учителем истории и сейчас. Среди них, кстати, много интересных состоявшихся людей, чьи имена известны не только в Челябинске. Сегодняшний юбилей – это еще один повод выразить Эрнесту Ивановичу свое уважение, восхититься его мудростью и заслушаться рассказами об этом человеке. «Я не считаю себя учителем. Я как был морским офицером, так и остался», – как-то в одном интервью признался он корреспонденту. Но за этими словами стоит, наверное, самое важное – умение оставаться человеком в любой ситуации и быть верным себе и своим убеждениям, несмотря ни на что.
Мечты о флоте у Эрнеста Ивановича появились с самого детства, и сразу после окончания школы он подал заявление в Омский речной техникум. Юный, восторженный романтик, он готовился к долгой дороге жизни, и она виделась ему словно волнительное море. Но море не всегда бывает спокойным, волны штормов способны рушить скалы. Началась война. Как и все его ровесники, главным его желанием было любой ценой попасть на фронт. В военкомате отказали. Потом была еще одна попытка, и еще – бесполезно. Вплоть до момента, когда в Челябинск приехал представитель Ленинградского высшего военно-морского училища, чтобы набрать молодых курсантов. Все желающие попасть, наконец, на войну пошли на комиссию, и спустя несколько медицинских испытаний, из пятнадцати человек остались всего трое, в том числе и Эрнест Иванович. Их погрузили в теплушки и отправили в Астрахань, куда было эвакуировано училище, а уже в январе 1942 года из Астрахани в Баку. Именно оттуда спустя какое-то время он попал на фронт и воевал на Черном море. Сколько историй и уроков жизни вынес из этих лет Эрнест Иванович, нам, наверное, никогда не узнать. Но война закончилась, и началась служба на Северном флоте. Вплоть до 1958 года, когда по состоянию здоровья он демобилизовался в чине капитана третьего ранга. В возрасте 35 лет военная морская карьера оказалась для него закрыта, но одновременно с этим открылась совершенно новая дорога в уже родном и знакомом с детства Челябинске.
«В училище мы очень много изучали военно-морскую историю, которая тесно связана с общей, отечественной и зарубежной историей. А во-вторых, мой отец был историком, работал директором школы №8 и преподавал историю, – вспоминает Эрнест Иванович. – Совершенно закономерно, что я пошел на исторический факультет». Кстати, его взяли сразу на третий курс и выпустили с красным дипломом. Свои первые шаги как учитель он делал в классах школы №30, а когда в 1965 году открылась тридцать первая, то часть учителей и девятые классы перевели туда. Наверное, именно это год можно считать настоящим началом его учительской карьеры. Эрнесту Ивановичу в то время было 43 года. Уже через год он уже выпускал свой первый класс – 10 «Б». Это время он вспоминает как эпоху истинного культа знаний, когда ребята не просто учили уроки, они просто жаждали знаний. Кстати, именно жажду знаний и воспитывал всегда в своих учениках Эрнест Иванович.
«Я принципиальный противник слова „учить“. Ученики должны понимать. Потому что выучить – это какую голову надо иметь. Знаний все прибавляется и прибавляется, а голова-то одна. Поэтому сначала была трагедия. Даешь домашнее задание, параграф такой-то, но к этому параграфу я обязательно давал пару вопросов. Не те, которые в учебнике, а на сообразительность. Девчонки у меня даже плакали. Все привыкли так: выучил и рассказал. В виде простого примера я им говорю: давайте пригласим ученика пятого класса, возьмем этот параграф, он его прочтет, выучит и с выражением расскажет. Ну и какую отметку я ему должен поставить? Да он, может, и половину не понял, что выучил. И началось: после урока мы вместе готовили домашнее задание. Чтобы показать: мало прочесть материал, а надо его переработать в соответствии с поставленными вопросами, на которые прямого ответа в учебнике нет, только наметки. На уроке нужно было отвечать только на эти вопросы, потому что в них главное. Ведь по любой теме можно привести тысячи примеров. О войне, например. В учебнике их, как правило, несколько, а на самом деле их вон сколько! Но нет ответа на вопрос: откуда брались эти героические поступки? И каждый должен подумать, как на него ответить, а потом мы вместе обсуждаем и приходим к общему знаменателю».
Сейчас, даже спустя много лет, все его ученики уверены – именно этот уникальный подход во многом заложил в них умение добиваться своего в жизни, размышлять над окружающим миром и искать ответы, прежде всего, внутри себя. Именно так в свое время родился философский кружок, идейным вдохновителем которого стал Эрнест Иванович. Однажды один из его учеников на уроке обществоведения задал ему вопрос: «А если взять двух людей – А и Б. Сознание человека А существует независимо от сознания человека Б. Значит, оно материально». «Вы сформулировали философскую задачу, – ответил ему Эрнест Иванович. – И, тем не менее, допустили в одном из трех звеньев философской цепочки ошибку. Где эта ошибка? Давайте после уроков останемся и обсудим. Можно создать специальный философский кружок». Так все и началось.
Когда подошло время закончить работу в школе, Эрнест Иванович принял это как еще один новый этап в своей жизни. Но это совсем не значит, что их совместная история с лицеем №31, с его ребятами, учителями и директором лицея Евгением Александровичем Поповым закончилась. И по сей день Эрнест Иванович – огромная часть жизни школы и тех людей, кто с ним знаком. И не важно, с каким вопросом вы подойдете к этому удивительно мудрому, внимательному и отзывчивому человеку – вы получите ответ, который будет предназначен именно вам. В день своего юбилея 25 сентября Эрнест Иванович по традиции зайдет в школу – одетый с иголочки, безупречный, собранный капитан огромного корабля жизненного опыта, мудрости и знаний. И каждый из его команды сможет «присягнуть» в своей верности и еще раз выразить признательность учителю, которого называют не иначе как «Легенда».
Погодина Татьяна Петровна
заведующая кафедрой информатики, учитель информатики 31 лицея
Военный моряк, он прошел всю войну, весь Северный морской путь, и уже после мобилизации поступил в пединститут, где и закончил исторический факультет. Так он оказался в школе. Я попала к нему впервые на урок, когда училась в девятом классе, он был нашим классным руководителем. С тех пор я уже и сама стала учителем, и могу сказать, что меня всегда поражало то, что он остается, прежде всего, морским офицером. Как говорит сам Эрнест Иванович – бывших морских офицеров не бывает, и честь, благородство, честность, внимательность всегда были его главными чертами. Но у него есть еще одна очень редкая черта – он современник, современник того времени, в котором живет. Во времена Перестройки, например, когда происходили эти события, многие люди старшего поколения так и не смогли принять новую жизнь. А Эрнест Иванович как-то спокойно и рассудительно об этом говорил. Он всегда мог как-то правильно объяснить то, что происходит, всегда оставался беспристрастным как историк и шел в ногу со временем. И он всегда сам учил нас именно рассуждать, философствовать что ли. Кстати, когда он вел в школе философский кружок, дети с большим удовольствием к нему ходили. Вообще, у него свой, уникальный подход к детям, он умеет разговаривать с ними на равных, проявлять к ним искренний интерес, рассуждать на взрослые темы. Я на своем примере могу сказать, что я не чувствовала разницы в его отношении, когда была ученицей и когда потом стала учительницей сама. Но, наверное, самое главное, и для меня это делает его больше чем учителем – его человеческие качества, которые передаются его ученикам.
Пинигина Лидия Петровна
заместитель директора 31 лицея
Я познакомилась с Эрнестом Ивановичем школьницей, я училась в этой школе с момента ее создания с 1965 года. Он был тогда молодой бравый мужчина. Мы знали, что педагогического опыта у него тогда было не очень много, но с первых дней все к нему относились с величайшим уважением. Он умеет как-то без лишних слов уловить самую суть, умеет передать ее детям. Сейчас на уроке я рассказывала детям об Эрнесте Ивановиче и еще раз отметила его удивительные понятия о нравственности, порядочности, честности, чести. Когда ты знаешь человека на разных ступенях, ты можешь воспринимать его по-разному, а Эрнест Иванович – он один. Он остался вне моего восприятия как учителя, как коллеги. Я глубоко уважаю его как человека. Почему такие люди как он редкость? На мой взгляд, по одной причине – человек ошибается, когда начинает выбирать в этой жизни приоритеты, связанные с материальной выгодой. У него этого не было никогда, и нравственные вещи всегда были на первом плане. И у него совершенно особое отношение к детям – он обращается к ним исключительно на «вы» и никогда не переходит на личные оценки, это такое редкое, удивительно бережное отношение к личности другого человека.
Попов Александр Евгеньевич
директор 31 лицея
Очень сложно найти слова, чтобы рассказать о таком человеке. Это великий учитель. В этом году на праздновании 90-летия Эрнеста Ивановича Кузнецова мы объявили, что с этого момента именно 25 сентября, день его рождения, мы будем считать нашим профессиональным праздником – Днем Учителя. Он капитан, и этим все сказано, а мы его верная команда. И мы это еще раз ему показали – этот юбилей мы отметили в тельняшках под звонкие звуки морского колокола и вальса. Знаете, все учителя, так или иначе, чем-то похожи, не могу это объяснить, но я всегда угадываю учителя даже на улице, не зная человека. А Эрнест Иванович он другой, он совершенно не похож ни на кого. Большое счастье для нас жить с ним в одном времени, знать его, и на самом деле быть его учениками. Учениками не только в школе, но и в жизни.
Бармасова Лада Витальевна
руководитель методического объединения учителей истории и обществознания 31 лицея
Я пришла в школу в 2004 году, и так случилось, что с начала сентября мы начали готовиться к юбилею Эрнеста Ивановича. Тогда я узнала его биографию, слышала, с каким восторгом о нем отзываются ребята, которые ходили тогда к нему на философский кружок, познакомилась с ним лично. А ведь дети у нас интересные, с очень развитой логикой, и они там вопросы такие поднимали, совершенно неожиданные, с подковыркой. И мы иногда на кафедре эти темы обсуждали с Эрнестом Ивановичем. Я просто была поражена, насколько у него живой ум. У нас у каждого есть свои стереотипы в жизни, и учительская профессия накладывает свой отпечаток, но в нем этого совершенно не было. И вот я помню, как тогда на юбилее, когда ему исполнилось 80 лет, он перетанцевал со всеми женщинами. Это неизменная его знаменитая морская походка, внимательность, отзывчивость, интеллигентность. Удивительно многогранный человек. Вы знаете, я историк, и когда веду темы войны, приглашаю Эрнеста Ивановича. Да, я могу назвать даты, причины, ход действия, какие-то факты, но кто может рассказать об этом лучше человека, который сам прошел Великую Отечественную. Это человек с большой буквы. Ни одно событие не проходит у нас без его присутствия, и он настоящий символ нашей школы.