Вивиьен Ли влюбилась моментально. Шёл спектакль. Она сидела в зрительном зале. Лоуренс Оливье выглядел со сцены настолько красивым, что очарованная девушка выпалила своей подруге: «Я выйду за него замуж!». «Но вы оба женаты» — лишь усмехнулась та. «Я всё равно выйду за него. Вот увидишь!» — настаивала Вивьен.
На тот момент она действительно была замужем за успешным адвокатом Гербертом Ли Халманом. Разница в возрасте между ними составляла не много не мало – четырнадцать лет. Впрочем, это не помешало паре завести ребенка. Их дочь Сюзанна была невероятно красивой, но ей не удалось сплотить родителей – брак Вивьен и Герберта распался. Что было тому причиной – неизвестно. Поговаривают, будто муж Вивьен не мог смириться с тем, что единственной ею страстью был театр.
Он занимал всё жизненное пространство актрисы, пока та не влюбилась по-настоящему. Вивьен стремилась попасть на каждый спектакль с участием Лоуренса Оливье. Глубокие чувства придали актрисе достаточно силы и хитрости, чтобы оказаться за кулисами и познакомиться наконец с любимым мужчиной. Лоуренс был польщен вниманием столь красивой девушки и ответил ей взаимностью. Оказавшись в числе зрителей спектакля «Маска добродетели», в котором Вивиьен принимала участие, Оливье очаровался обаянием и грацией, излучаемыми актрисой. Глаза зрителей всего зала были прикованы только к ней. Это потрясло Лоуренса. Признаться, он и сам не мог отвести взгляда…
Жизнь не медлила и свела актёров на съёмочной площадке фильма «Пламя над Англией». Это была лента о романтической связи королевской фрейлины и отчаянного морского офицера. За три месяца съёмок любовь на экране естественно и непринуждённо переросла в реальную. Вивьен и Лоуренс не скрывали своих чувств, часто уединялись, но их горящие глаза обнажали все любовные переживания. «В неё было невозможно не влюбиться», – говорил Оливье.
Всё могло быть идеальным, не будь влюбленные обременены узами брака. По закону Вивьен всё еще принадлежала Герберту, а Лоуренс – Джил Эсмонд. Она была женой и матерью его ребёнка. Обманутые супруги не желали давать свободу тем, кто их предал. Вивьен Ли пришлось столкнуться не только с этой трудностью. Мать девушки, узнав обо всём, пришла в ярость. Её дочь, добрая католичка и воспитанница монастыря, не могла позволить себе развестись, чтобы выйти замуж за другого! Однако Вивиьен лишь с виду казалось тактичной, аккуратной и внимательной. За всем этим скрывалось железное упрямство, невероятная сила воли и изрядная доля своенравия. Ради любимого Ларри актрисе пришлось отвернуться от родных и церкви – будучи официально женатыми, актёры стали жить вместе.
Испытание славой
Спустя какое-то время голливудские режиссёры предложили Ларри роль в фильме «Как украсть миллион». Актёр улетел в Америку, а Вивьен осталась одна в их лондонском особняке. Неожиданно пришло известие о несчастном случае: Оливье повредил ногу на съёмках. Обеспокоенная Вивьен прилетела в Америку, чтобы поддержать любимого.
Несчастный случай обернулся для девушки счастливой случайностью: именно в Штатах она познакомилась с братом продюсера Дэвида Селзника, который уже два года находился в безуспешном поиске актрисы на главную роль в «Унесённых ветром». Это был самый грандиозный кинокастинг в истории США. Первые голливудские красавицы мечтали сыграть Скарлетт, и в успех приезжей англичанки никто не верил. Она говорила журналистам: «Я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите, и вы увидите!». Ли пришла на пробы и затмила остальных претенденток. Иначе и быть не могло! Вивьен была уверена: роль Скарлетт предназначалась именно ей. Дерзкий взгляд, брови вразлет, смелость и неиссякаемая жизненная энергия роднили Вивьен с ее героиней. Официальный муж актрисы и Оливье были против ее участия в фильме, но девушка была непреклонна и в итоге подписала контракт.
Начались тяжёлые, утомительные съёмки и бесконечные проработки линий главных персонажей. «Я жила Скарлетт почти шесть месяцев, с раннего утра до позднего вечера, – делилась откровениями актриса. – Я хотела, чтобы каждое движение, каждый мой жест принадлежали Скарлетт, и я должна была чувствовать, что даже те поступки Скарлетт, которые достойны презрения, совершены мною».
Зрители смогли оценить талант Вивьен в сентябре 1939 года. Поражены были все, даже сам Лоуренс Оливье. «Я не ожидал, что она способна на это» – именно так он выразился после премьеры. Картина мгновенно принесла его возлюбленной внимание и славу. И то, и другое было заслуженным. Вивьен проявила безукоризненный профессионализм и дисциплинированность, несмотря на то, что перед ней стояла весьма сложная задача: гениально играть свою роль, находясь вдали от любимого человека.
Внешний мир наградил Вивьен «Оскаром» за лучшую женскую роль, а дом – жутким скандалом. Самолюбие Ларри было уязвлено, и статуэтка полетела в окно…
Схожу с ума без твоей любви…
В 1940 году влюбленные получают развод от своих супругов и женятся. Вскоре молодоженам поступило заманчивое предложение – сыграть главные роли в «Леди Гамильтон». Вивьен удалось наградить таким светом и невинностью образ расчетливой Гамильтон, что Лоуренс в роли бравого морского «волка» заметно тускнел рядом с ней. С каждым новым спектаклем и фильмом разница в исполнении и подходе обоих актеров к роли бросались в глаза все сильнее. Оливье считал актерское мастерство бизнесом, Вивьен же отдавала этому искусству всю душу, проживая каждый миг жизни героя, как свой собственный.
Критики все чаще хвалили работы «Мисс витамин В» – так Вивьен называли поклонники. Она обрела статус кинозвезды, хоть и не считала этот титул высоким. Узнав об этом «звании», Вивьен сказала: «Я – не кинозвезда. Я – актриса. Быть кинозвездой – просто кинозвездой – это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актерство – это надолго, и в нем всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть». Вивьен всегда старалась приуменьшить свои успехи в мире театрального и киноискусства. Так, полученным за роль Бланш Дюбуа «Оскаром» она скромно подпирала дверь спальни, показывая мужу, что награда для нее ничего не значит. Однако отношения супругов продолжали разрушаться на глазах. За двадцать лет брака они так и не смогли завести детей, о которых мечтал Оливье – обе попытки закончились выкидышем. В 1944 году семью постигло еще одно несчастье. Жизнерадостная и активная Вивьен заболела туберкулезом. Врачи прописали ей постельный режим и лечение в госпитале, но она жаждала выступать на сцене, работать и пренебрегала всеми советами докторов. «Для меня работа означает жизнь», – таков был её ответ.
Ли по-прежнему играла роль гостеприимной хозяйки дома и примерной жены, а Ларри старался выглядеть идеальным мужем. Однако принудительное лечение, которому все же подвергли актрису, дало губительные плоды. Позже выяснилось, что ей прописали психотропные препараты, вызывающие приступы маниакальной депрессии.
Тогда муж поместил Вивьен в клинику, где лечили электрошоком, отчего актрисе стало только хуже. Уверенная, что спасти её может только его любовь, она умоляла Лоуренса о возвращении домой.
В периоды улучшения Вивьен становилась прежней, снова и снова возвращалась к работе. Именно в те годы она сыграла в театре трагические роли – Клеопатру, Антигону. Через шесть недель лечения появились первые признаки улучшения, и весь следующий год ушел на восстановление сил. В этот и без того тяжелый период трещина в отношениях Вивьен и Оливье стала еще ощутимей – мужчина был крайне уязвлен триумфом супруги. Мечтая сделать из Вивьен «настоящую актрису», он считал ее своей ученицей, но вдруг оказалось, что она не нуждается в его опеке и, быть может, даже превосходит его талантом. Тщеславному Лоуренсу не удалось смириться с этим. «Все в порядке до тех пор, пока командует мужчина», – любил он повторять. Охлаждение Оливье, его ревность к ее успеху привели актрису в отчаяние. Отчуждение между супругами нарастало, и чем больше она боялась потерять своего Ларри, тем больше он избегал ее. Приступы депрессии продолжали мучить Вивьен.
В конце концов, Лоуренс не выдержал частых припадков бешенства своей жены и принял решение расстаться. В день сорокапятилетия Вивьен получила от Оливье развод и шикарный «Роллс-Ройс», он – свободу и возможность жениться на другой женщине, которая впоследствии подарила ему детей и желанный покой. Нет, он не разлюбил Вивьен, но жить с ней под одной крышей больше не мог.
Развод нанес тяжелый удар сердцу оставленной женщины. Запершись в доме, не отвечая на звонки и ни с кем не общаясь, Вивьен, казалось, впала в безумие. Вероятно, она много думала о своей жизни: рухнувший брак с Оливье, невозможность иметь детей и болезнь воспринимались божьим наказанием. За то, что когда-то она бросила мужа и дочь; стала актрисой вопреки судьбе; добилась славы и признания; сумела получить у жизни желаемое.
Свой титул «леди Оливье», актриса хранила до самой смерти. Она ждала, что Ларри вернется и попросит вновь быть его женой. Но он не вернулся…