Директор первой на Урале обувной фабрики, по объёмам — второй фабрики на весь СССР в 1960-е годы. С Ивана Ивановича Федулова началось бурное развитие Челябинской фабрики обуви, ставшей впоследствии громким российским брендом. Всю свою жизнь Иван Иванович посвятил обувному делу и предприятию, ставшему родным.

За годы Великой Отечественной войны Советский Союз практически потерял всю свою лёгкую промышленность. Страна и народ нуждались в обуви, одежде и прочих товарах народного потребления. Единственная крупная фабрика обуви была в Москве, она и обувала народонаселение огромной страны. В 1950–1960-е годы Правительство СССР находилось в поиске оптимальной системы управления хозяйством страны. Хрущёв упразднил министерства, посчитал, что местные территориальные органы — Совнархозы будут более оперативно управлять предприятиями.
В послевоенные годы в Челябинске обувное производство располагалось на двух небольших производственных площадках — на Береговой, 123, в районе цирка, и улице Российской. Это были, по сути, артели, имевшие в своём распоряжении лишь довоенное оборудование. Совнархоз постановил объединить две площадки в одну.



В 1966 году на самом высшем уровне было решено строить новую обувную фабрику в Челябинске — вторую по размерам после московской фабрики «Скороход» и первую на Южном Урале современную фабрику обуви. Определили место — на пустыре в районе Северо-Запада. В рекордные сроки, всего за десять месяцев было возведено большое просторное здание в стиле советского ампира: просторные холлы с колоннами, светлые цеха, актовый зал со сценой, широкие лестничные марши. Оно и сейчас производит сильное впечатление. 9 января 1968 года с конвейера Челябинской фабрики сошла первая обувь. Первая пара была отправлена председателю Совета министров товарищу Косыгину. Создавались предпосылки для восстановления системы отраслевых министерств.
На новой крупной обувной фабрике в Челябинске требовалось организовать современное производство. Фабрика нуждалась в кадрах. Был брошен клич по всей стране: «В Челябинске запущена новая фабрика. Требуются специалисты». Многие приезжали на Урал из Кимров, из Кунгура. Звали в Челябинск не только специалистов, но и простых рабочих. В то время (как и в наше, кстати) молодые люди были легки на подъём — снялись и отправились через всю Россию за работой и жильём. Очень быстро работа (причём, любая!) на челябинской фабрике приобрела статус престижной. Директором фабрики назначили Ивана Федулова, это было в сентябре 1974 года.



В «Юничеле» вспоминают об Иване Ивановиче особенно тепло и в высшей степени почтительно. Как же — фронтовик! Прошёл всю войну от первого до последнего дня, вернулся с войны весь израненный, но живой. Вся грудь в орденах и медалях. В послевоенные годы компартия и Правительство СССР ставило таких людей во главе важнейших для экономики страны предприятий. Для Челябинской обувной фабрики, заново построенной и начавшей работу всего несколько лет назад, фронтовик Иван Федулов оказался идеальным руководителем. Надёжным. С характером, закалённым войной, и умением дойти, добраться, да хоть доползти, но вырвать победу. Именно такой человек нужен был молодой фабрике.
При нём фабрика достигла небывалых высот. При нём развилась в производственное объединение. Время показало — Федулов умел добиваться поставленной задачи. Умел видеть наперёд. Умел создать многотысячный коллектив и сплотить его.



До войны молодой специалист Федулов работал на маленькой обувной фабрике в городе Кузнецке. Оттуда ушёл на фронт, туда же и вернулся сразу после войны. Стал директором Кузнецкой обувной фабрики. По новому назначению в Челябинск он отправился со своей семьёй. А кроме семьи привёз с собой лучших из своей команды профессионалов Кузнецкой обувной фабрики. По прибытии Иван Федулов пересмотрел всех новых работников: кого-то «строил», а с кем-то пришлось расстаться. Разные люди прибывали на Челябинскую фабрику: кто-то искал лёгкой работы, кто-то — лёгких денег, кто-то не желал подчиняться строгому графику работ, требованиям руководства. «Дисциплина — основа основ в производстве», — говорил Иван Иванович, и к нарушителям своего личного трудового кодекса был нетерпим. Отличнику производства мог простить многое, кроме того, что мешало работе. Пьянство не прощал — выгонял, особенное неприятие вызывал руководитель, позволяющий себе лишнего на производстве. И оказался прав в той твёрдости, с которой строил свой коллектив.
На производстве Иван Иванович начал с автоматизации процессов. Старое оборудование было заменено на современное, отчасти импортное. Но главное новшество касалось организации труда. Именно Ивану Федулову довелось развивать на предприятии новаторские по тем временам методы. Впервые на советском предприятии были организованы сквозные бригады качества. Их девиз и сегодня читается очень современно: «Отлично сделано — отлично продано». Каждая из шести таких бригад занималась производством от раскроя до готового изделия, вся технологическая цепочка находилась на одной линии. В одну бригаду входило больше ста человек, включая технолога, модельера, раскройщиков… По результатам выпуска и продаж подводились итоги социалистического соревнования. Победители поощрялись премией. Зарплата каждого работника бригады зависела от конечного результата — от выработки и продаж. Это была «фишка» предприятия, которая хорошо работала долгие годы. Это дало немыслимый его подъём! На новой фабрике мощностью в пять миллионов пар обуви в год было смонтировано одиннадцать (!) поточных линий. Буквально за два года все поточные линии были технически переоснащены, обновлены конвейеры, а старый метод крепления обуви заменён на прогрессивный клеевой.



Вслед за Челябинской фабрикой Иван Иванович начал строить и реконструировать фабрики в Магнитогорске, Троицке, Златоусте, Кыштыме, которые впоследствии были объединены в Челябинское производственное объединение. К концу 1970-х годов Челябинское производственное объединение вышло по объёму производства обуви на третье место в РСФСР и на пятое место в СССР.
Челябинская фабрика преобразилась. На её обширной территории были построены новые объекты: здание управления, знаменитый огромный спортивный зал ГПТУ-91, бомбоубежище, два склада материалов и готовой обуви. Фабрике присудили звание предприятия высокой культуры производства. Это было очень почётное звание, за которое боролись в то время все промышленные предприятия страны. И то, что получили его обувщики, говорило о многом. Например, о том, что лёгкая промышленность развивается в стране и, в частности, в Челябинске и на Южном Урале небывалыми темпами. Челябинскую фабрику ставили в пример, о ней писали в газетах, показывали по телевидению сюжеты, называли образцовым предприятием. Здесь царила идеальная чистота. В столовой практиковали дни кухонь народов мира и выставки-продажи продуктов питания. Это в советское время! На фабрике появились диковины — уютные уголки отдыха. Изменился даже внешний вид сотрудников: все работники, как один, ходили в белых халатах и обуви собственного производства. Ассортимент не изменился — он стал другим, расширился. Появилась модельная женская обувь, детская и мужская классическая обувь. На Береговой оставили небольшой цех, где делали дорогую кожаную обувь ручной работы. Она пользовалась бешеным спросом.
Качество обуви ставилось директором во главу угла. За качество он «драл в три шкуры». Не дай бог, брак пошёл, тут же собирал совещание, вызывал на ковёр провинившихся. Он был очень убедительным, когда добивался желаемого. Иван Иванович внушал почтение даже внешне — высокий, крупный, представительный человек. И голос директора был весьма примечательным: если он выговаривал кому-то на первом этаже, весь коллектив слышал его и сразу начинал работать быстрее. Утро начиналось с обязательного обхода цехов и линий. Иван Иванович был общительным человеком, любил остановиться и поговорить с работником. В то время трудились в две смены, вторая заканчивалась в 12 ночи. Федулов денно и нощно находился на фабрике. Он любил свою семью, но в редкие вечера жена и трое его детей видели отца дома. Его второй семьёй стала фабрика, которой он отдавал всего себя. Шутил часто: «В субботу работают только бани и Федулов Ваня». Шутки-прибаутки пересыпались в его речи. А как он пел известную песню Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой»! Молодые работники, которые составляли в те годы большинство, внимали ему, открыв рты. И хоть директор отчитывал строго и громко, но молодёжь воспринимала его как отца, который всегда прав в своих требованиях.



В те годы на фабрике появилась диковина — автоматизированный пульт управления. Во всю стену лампочками отмечены все бригады, все производственные участки фабрики. В конце рабочего дня на табло высвечиваются результаты работы каждого подразделения: выполнен ли план и на сколько процентов, какое качество, кто впереди, кто позади. Позже, когда появилось производственное объединение, соревноваться стали с другими фабриками внутри него. Магнитогорская обувная фабрика была единственным достойным противником среди других, и борьба с ней за качество и количество велась постоянно и яростно.
Иван Иванович очень ценил своих людей. За десять лет своего директорства он собрал по России и построил настоящий сплочённый трудовой коллектив. Три тысячи человек работали при нём на Челябинской фабрике, и каждый из них ощущал директорскую заботу. Федулов создавал им все условия для хорошей работы, заботился о семьях сотрудников. Для них он построил три детских комбината. При нём появилась база отдыха предприятия. Он развил на предприятии спортивную жизнь. Фабричный хор был лучшим в городе. От своих работников Федулов требовал одного — качественной честной работы на своём участке. Взамен давал всё, в чём люди нуждались. Нужна путёвка в пионерлагерь? Своего у фабрики не было, тогда заключили договор с аэропортом, и половина их лагеря была отдана детям работников обувной фабрики. Выкупили у железной дороги добротное здание на АМЗ и организовали там круглосуточный детсад для детей мам-одиночек. Иван Федулов даже подружился с Иваном Григорьевым, директором совхоза «Россия». Дружба двух Иванов вылилась в организацию подсобного хозяйства фабрики на землях совхоза, и там выращивали овощи для столовой и детсадов, разводили свиней на мясо. С продуктами в СССР, да и позже, было не ахти. А коллектив в три тысячи человек надо было кормить каждый день.
При Иване Федулове по итогам десятой пятилетки в 1981 году фабрика удостоилась высшей награды — ордена Трудового Красного Знамени. Группа работников Челябинского производственного объединения получила государственные награды. К слову сказать, фабрика трижды получала эту высокую награду, практически не выпуская из рук. Переходящее Красное знамя так и осталось на предприятии.



В те годы, когда Иван Иванович был директором, в СССР стали проводить первые конкурсы среди обувных фабрик России и союзных республик. Обувщики из Челябинска летали в Москву, ездили на Украину и в Белоруссию. Возили чемоданами полупары модельной обуви, поскольку носить лучшие образцы полными парами было проблематично. Поэтому на конкурсах, помимо обуви, представляли эскизы или фотографии, которые только-только входили в обиход.
В 1975 году появился в объединении фирменный магазин «Башмачок», который быстро приобрёл большую популярность среди челябинцев и гостей города. За обувью Челябинской фабрики приезжали специально из других городов, где не было фирменного магазина. Производство выросло, в ассортименте появились «хиты» времени — женские сапожки «казачок» и сапоги-чулки. По качеству наши изделия могли спорить с зарубежными! В 1977-м на базе ПО (производственного объединения) начали действовать Научно-исследовательский институт и Дом моделей обуви. Это был первый в стране Дом моделей промышленного типа. Челябинская обувь не раз побеждала в международных конкурсах и на ВДНХ. «Держать марку!» — таков был неписанный девиз фабрики во все времена. Даже когда очень трудно.
Иван Иванович Федулов был патриотом своего предприятия и большим трудягой. Фронтовик, прошедший всю войну до Победы, возглавивший молодую, едва встававшую на ноги фабрику и развивший её в мощное производственное объединение, гремевшее по всей России, ставшее примером для предприятий других отраслей в новаторстве и социальной ответственности. В общей сложности Иван Иванович проработал на фабрике в должности генерального директора Челябинского обувного объединения с сентября 1974 года по январь 1984 года. В 1990‑е перешёл в конструкторский отдел, где трудился ещё четыре года. И по сей день его помнят на фабрике как мудрого учителя, давшего путёвку в жизнь многим ученикам, которые при нём выросли в крепких руководителей и продолжали его дело. А началась эта длинная дорога с молодой, только построенной Челябинской обувной фабрики.