Когда произошел раздел государств, составлявших Советский Союз, Минэнерго Российской Федерации поставило перед Южноуральским арматурно-изоляторным заводом задачу — научиться выпускать абсолютно все виды продукции, необходимые для линий электропередачи. Узкая специализация отрасли, разделенная на несколько предприятий, осталась в милом советском прошлом. На одной производственной площадке требовалось организовать выпуск всей необходимой номенклатуры фарфоровых и стеклянных изоляторов, линейной арматуры. ЮАИЗ предстояло стать уникальным производством, единственным в мире.
Наступили принципиально важные годы в истории предприятия. В начале 1990‑х завод начал изготавливать тысячи единиц наименований различных типов продукции для строительства ЛЭП. В это время значительно сократилось энергетическое строительство в России. Руководство завода принимает решение работать не только на Россию и страны бывшего СЭВ, а заняться экспортом в дальнее зарубежье. Другими словами, покорять мир. Правда, мир об этом еще не знал.
Генеральный директор ЮАИЗ Владимир Осипов и технический директор Владимир Головин отправились в командировку в Германию: требовался опыт по созданию на заводе системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO-9001. Иначе о мировом рынке нечего было и помышлять. Невероятно, но за два года Южноуральский арматурно-изоляторный завод, преодолев законное сопротивление советского менталитета, внедрил мировую систему качества. И поставил первые изоляторы в Финляндию. Это был прорыв.
Так в самом начале сложных 1990‑х завод безукоризненно точно выбрал стратегию, которая не только удержала предприятие от развала, но и сделала его одним из мировых лидеров в энергетической промышленности.
Начался процесс сертификации продукции под конкретный стандарт каждой отдельной страны: Финляндия, Швеция, Сирия, Ливан, вся Европа… Затянувши пояса от долгов, расплачиваясь с рабочими коньяком, мебелью и итальянскими сапогами, руководители ЮАИЗ совершили революцию — переориентировали предприятие на мировые стандарты. Когда по международным контрактам на счета впервые поступила валюта, а рабочие вместо сапог получили за свою продукцию зарплату в рублях, всем стало очевидно, что старались не зря.