…У председателя Южноуральского горисполкома Владимира Шаврина шло аппаратное совещание. Главный врач городской больницы докладывал: «Владимир Михайлович, нет шприцев, нет необходимых лекарств. Нет денег на бензин, чтобы заправить скорые». Начальник милиции: «Нет денег, чтобы заправить дежурные машины». Начальник управления образования: «Заканчивается учебный год, нет денег на отпускные учителям». У всех собравшихся — ощущение коллапса, неотвратимого краха. Шаврин поднял голову и произнес: «Народ. Ситуация действительно сложная. Но мы найдем выход из положения».
Что делал председатель Южноуральского горисполкома Владимир Шаврин? Заканчивалось совещание, он поднимал трубку и звонил своему другу — главе Трехгорного Николаю Лубенцу: «Коль, нет денег на отпускные учителям. Что делать, ума не приложу». Закрытые города еще жили прежним порядком, не почувствовав разрушительных перемен. Николай Лубенец отвечал: «Не волнуйся. Я найду эти деньги». Что это было: займ, ссуда, кредит? Но город выдал всем учителям отпускные. По тем временам отпускные были такой же несбыточной мечтой, как поездка в Рим на выходные.
В огромной стране осстанавливались заводы и фабрики, взламывался капитальный экономический уклад. Благополучные, налаженные десятилетиями связи и отношения рвались, принципы справедливого социального устройства обнулялись. Начинался глобальный передел власти и собственности. Наступал хаос, из которого каждый человек и каждый город должен был выбираться, как умел. В одиночку.
Категоричный, самостоятельный, решительный, Шаврин стал для Южноуральска настоящим лидером — человеком, который не допустил вакханалии, кровавых разборок, социальной разрухи и голодных протестов. Он не боялся рисковать, действовал по наитию и шел ва-банк. История покажет, что его решения стали судьбоносными и для него самого, и для города. Принципиально важным реформам, которые он провел в самые непредсказуемые годы и благодаря которым город преодолел кризис 1990‑х, вполне подошла бы категория «авантюра». Стандартные решения в те годы не работали, их и быть не могло.
Уникальный опыт социально-экономической адаптации Южноуральска в 1990‑х позже изучали на всероссийских и региональных отраслевых конференциях и высоких собраниях, транслировали на всю страну. Команда Владимира Шаврина находила решения, которые не развязывали, а разрубали запутанные узлы, запускали новую систему кровообращения — возвращали городу работу, деньги, энергию движения.
Вспомним самые важные из южноуральских проектов 1990‑х годов.