Чем отличалась в поселке Южноуральском школа от дома? Да ничем! Из комнаты в бараке ученик шел в класс, который размещался в такой же хибаре. До 1952 года здесь было два школьных барака (первая и вторая школы), а в этом году появился и третий — школа № 50 (в дальнейшем школа № 5). Жили бедненько, и для трудового воспитания учащихся на опытно-пришкольных участках выращивали хрущевскую кукурузу, разводили цыплят и кроликов. При всем при этом школы имели один общий предмет — парты! За этими партами учились и наши родители, и наши дедушки. Да что там дедушки — парта Эрисмана была изобретена в 1870 году и благополучно перенесла все школьные реформы за сто лет (кроме перестройки!).
Если взглянуть вглубь истории, когда город Южноуральск был станицей Нижнеувельской, то здесь первоначально была двухгодичная мужская школа, чуть позже была открыта школа для девочек. В 1914 году обе школы были объединены в одну, в которой обучались дети казаков и ремесленников. К 1917 году в Нижнеувельской школе обучалось 100 учеников. В 1918 году в доме пимоката Анциферова (здание было реквизировано!) открылась школа второй ступени (7 классов), а в 1924 году эта школа была преобразована в школу крестьянской молодёжи и переведена в помещение бывшей казачьей управы. В том же 1924 году в Нижнеувельском двуклассном училище преподавала одна из первых комсомолок двадцатилетняя Клавдия Ивановна Кутышова. Образованию и в советское время уделялось значительное внимание. Вот, например, выдержка из протокола № 28 заседания президиума Увельского райисполкома Троицкого округа, состоявшегося 20 ноября 1929 года «О ходе кампании по ликвидации неграмотности»: «Предложить комиссии по ликбезу начать обучение не позднее 1 декабря сего года. Привлечь всё учительство района по ликвидации неграмотности». И комсомол должен был идти в этом деле в первых рядах.
Когда Южноуральску был присвоен статус города, здесь было девять школ (средняя — № 3, четыре восьмилетних — № 1, № 2, № 5, школа-интернат, начальные школы № 4, № 42, школа рабочей молодёжи). Школа № 3 была открыта в октябре 1961 года — самая крупная средняя школа Челябинской области: 1676 учащихся, 66 педагогов. Школа-интернат — особая песня. Первоначально в нее брали, как говорили раньше, трудных подростков. Но затем в интернате сделали акцент не на исправление, а на воспитание. Здесь взялись воспитывать людей, которые будут жить в коммунистическом будущем. Школа-интернат имела коммунарские традиции. В ней учились ребята не только из окрестных деревень, но и из Магнитогорска и Челябинска. Шесть дней ученики были в школе, в воскресенье, кто мог, уезжали домой — с транспортом было трудновато. В 1950 — 60-е годы были открыты детские сады №1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 14, в которых группы всегда были переполнены, ведь в каждой семье было по двое-трое детей, а то и больше.
За 40 лет школы открывались и закрывались, переезжали в новые здания. Между тем город рос, школы становились тесноватыми, и ученикам приходилось учиться в три смены. (Ну почти как родители на производстве, которые так же трудились в три смены!) В школах (перед перестройкой их было шесть, седьмая появилась в 1993 году) строились спортивные залы, стрелковые тиры, столовые, производственные мастерские. В 1968 году в городе открылось первое внешкольное заведение — детско-юношеская спортивная школа с отделениями волейбола и нового вида спорта — ручного мяча.
Трудности были. А у кого их не было? Но в 1985 году Южноуральск стал победителем Всероссийского соревнования по подготовке учреждений образования к новому учебному году. В городе шесть педагогов носили звание «Заслуженный учитель школы РФ», 70 преподавателей были удостоены знака «Отличник просвещения», 50 процентов аттестовано на различные категории. А четырем педагогам была присуждена Соросовская премия — грант. Что бы сейчас о Соросе ни говорили, но эта премия — заслуженная.
Город старался сделать все возможное, чтобы учителя могли работать, как их учили в институте — быть требовательными педагогами и неисправимыми романтиками. У них получалось.