О, какой был провинциальный футбол в начале 60‑х! Наивный и неистовый, горячий и безрассудный! Футболисты уже носили нормальные трусы, а не до колен, как до войны, но бутсы были все еще с железными шипами, а игра строилась по каким-то своим правилам. В частности, когда команда бросалась в атаку, двое защитников оставались дежурить на линии штрафной — справа и слева. Стояли как на привязи. Пас назад публика встречала свистом. А вот совершено бесполезный удар «свечку», который игроки пробивали вертикально вверх, болельщики сопровождали дружным вздохом «ах» и оценивали высоту полета — выше самого высокого дерева! Каждый провинциальный город жил футболом. И в каждом городе был свой стадион, и своя любимая команда.
Стадион в Южноуральске был построен в 1958 году, в то время на месте города был еще поселок. Название стадиону дали простое — «Труд». А шефство над ним взял арматурно-изоляторный завод. Чем был стадион для города? Да всем! Ночных клубов и дискотек тогда не было, а на стадионе людям давали зрелища, причем чаще всего бесплатно! Можно было не просто смотреть, но и участвовать самому. Занятия спортом приветствовались и одобрялись. Забавно, что уже тогда на предприятиях города были профессиональные футбольные команды. Не такие, как сейчас, но все же. На фарфоровом заводе, например, была создана футбольная команда «Фарфорист». В ней играли «варяги», приглашенные с фарфорового завода из Ярославской области. Они числились живописцами, формовщиками, обжигальщиками. «Фарфорист» разбавили спортсменами из поселка Увельский и местными ребятами. Тренера (играющего!) выписали из Оренбурга, где он гонял мяч за команду мастеров. Со временем «Фарфорист» из хрупкого коллектива превратился в жесткую команду.
Во время областных матчей по футболу вход на стадион «Труд» был платным, но он всегда был забит до отказа — мячику упасть некуда. Лишние билеты спрашивали, как в Москве на премьеры столичных театров. Болельщики шли на футбол семьями, под звуки духового оркестра. И футбол дарил зрелище! В 1966 году на «Труде» состоялся матч полуфинала Кубка области. «Фарфорист» принимал магнитогорский «Метизник». Игра шла под проливным дождем, поле превратилось в сплошную лужу. Но настроение болельщиков было прекрасным! «Фарфорист» забил единственный мяч, который оказался победным. В финале южноуральцы одержали победу, и на Кубке области появилась гравировка с именами футболистов «Фарфориста», которые стали для Южноуральска легендарными. Это был праздник для всего города.
В Южноуральске был футбол, а был и мотобол. В 60‑е годы этот новый вид спорта здесь стали развивать активно. На матчи, где моторы мотоциклов трещали, как пулеметы, зрители ходили охотно. Мотобол развивался на базе ДОСААФ, а в 70‑е шефство над футболистами на мотоциклах взял арматурно-изоляторный завод. В области команда Южноуральска «раскатывала» всех, как говорится, только так, не раз побеждали мотоболисты и на зоне России. Команда в буквальном смысле рыла землю — кто видел поле после игры в мотобол, тот поймет. В 1973 году южноуральцы вышли в финал первенства России, и спортсмены, которые играли за команду, получили значки кандидатов в мастера спорта СССР. Это было круто.
Стадион жил. По вечерам простые южноуральские парни поднимали на стадионе штангу. Люди старшего поколения знают, какими трудами достигалось звание «Мастер спорта СССР». Так вот, на стадионе «Труд» мастеров спорта было 25! В 1981 году Вячеслав Бригида входил в состав молодежной сборной СССР и взял серебро на международных соревнованиях «Дружба». Владимир Раков — второй призер молодежного первенства СССР, бронзовый призер соревнований «Дружба». А Сергей Кичанов дважды занимал четвертое место (что очень обидно) на чемпионатах страны среди взрослых. Он остался без медалей, но вошел в историю спорта Южноуральска.
Стадион прост. Хочешь быть здоровым — просто бегай по дорожке, особой хитрости не надо. Дорожки стадиона не пустовали. Здесь проводили забеги на пять и двадцать километров. Это — летом. А зимой на конкурсы «Лыжня зовет» выходили тысячи горожан. Беговую дорожку заливали вместо катка: конькобежный спорт был очень популярен. Круглый год, как вспоминает чемпион мира по лыжным гонкам среди любителей Юрий Бутиков, стадион в буквальном смысле гудел. Горожане с великим азартом играли в городки. Спорт шел в массы. И массы шли в спорт.
В 90‑е годы «Труд» перешел в муниципальную собственность и получил другое название — «Икар». Но это уже другая история.