Есть ли в Челябинской области город, в котором люди бесконечно благодарны местным депутатам? Думаю, что читатели книги должны крепко задуматься. И выразить свое сомнение. На самом деле — конечно, есть! Это Южноуральск. Знаменитая на всю страну (без шуток) местная школа искусств была создана именно по решению народных избранников. А получила толчок в своем развитии при поддержке горкома КПСС. Вот так. Это факт, который из истории города ну никак не вычеркнешь. Да и не нужно.
Начиналось все с создания музыкальной школы. В 1964 году приехали в Южноуральск три выпускника Магнитогорской консерватории, совсем молоденькие: А.С. Касаткин, Л.П. Борисова, С.Ф. Сытаев. Начали набирать ребятишек в отделения народных инструментов и фортепиано. Папы, мамы и, конечно же, бабушки желали видеть любимых чад будущими звездами сцены, но всех желающих принять в школу не смогли. Сначала, как вспоминают в школе, здесь собирали «самые сливки». Сейчас, когда девочки шестидесятых сами стали мамами и бабушками, некоторые из них говорят: «Меня в свое время в школу не приняли, а вот мою дочку (внучку) — да! Есть все-таки таланты в нашей семье!»
Школа была малюсенькой. И своего помещения не имела. Несколько комнат для занятий выделили в Доме культуры энергетиков. Часть ребят занималась в помещении узла связи. Здесь же был первый концертный зал. Так было до тех времен, когда городской комитет партии возглавила Роза Семеновна Чистякова. Женское сердце, наверное, поняло, что развиваться в таких условиях высокое искусство хоть и может, но это нежелательно! Твердою женскою рукою Роза Семеновна подписала документ в поддержку будущих гениев искусства. Была построена новая школа, к которой чуть позже пристроили два крыла. Строили с размахом. По первому проекту планировали разместить здесь 250 ребятишек, а размахнулись на 600. Кстати, сейчас в школе искусств творчески растут 1158 детей — каждый 37‑й житель Южноуральска. Не скажем ничего за Москву и Питер, но для провинциальной России — дело невиданное.
Художественное отделение появилось в школе искусств в 1973 году. Дело для области новое, да и для России тоже: до Южноуральска юных художников учили только лишь в шести школах страны. Доверили это дело художнику Виктору Ивановичу Кузнецову. Виктор Кузнецов — член Союза художников, уважаемый в своем сообществе пейзажист. Но одно дело — самому в руках кисть держать, другое — объяснить законы творчества детям. Как заниматься со студентами, было понятно. А тут не то что дети, здесь, простите за выражение, ребенки. Для них учебников не написано. С ними нужно разговаривать особым языком. Не все это умеют. Виктор Иванович ездил в Москву, советовался со специалистами. Кое-что привнес от себя. Что-то получилось, что-то — нет. Но работал Виктор Иванович с душой. Так или иначе, среди его учеников — члены творческих союзов — художников, архитекторов, участники различных выставок и победители международных конкурсов. К слову, сам Виктор Иванович был участником и областных, и региональных выставок, иллюстрировал книжки. Художественное отделение развивалось. Но Южноуральску этого было уже мало. Город уже хотел не только рисовать. Он хотел танцевать!
На следующий год в школе искусств было открыто хореографическое отделение. Первые уроки танца преподала Наталья Гузий, а позже это дело подхватила Лариса Леонова, которая стала заслуженным работником культуры РФ. Это была серьезная подготовка, а не два притопа, три прихлопа. Девочки в какой-то мере смогли осуществить свою мечту — о, балет! Но достигалась она со слезами на глазах: танцевать на пальцах было чрезвычайно трудно. Маленьких балерин учили по стандартам высокой школы хореографии.
Среди преподавателей школы был человек особый и, можно сказать, вовсе уникальный. В истории школы «засветилась» известная еще в дореволюционной России фамилия Струве. Жизнь и судьба преподавателя Георгия Георгиевича Струве (имя при рождении — Георгий фон Струве) — это особая песня. В 1920 году трагически погибают его родители, мальчика спасает няня. Несмотря ни на что, Георгий получил блестящее музыкальное образование. Он учился в Центральной школе при Московской консерватории под руководством известнейших педагогов своего времени. Время, к сожалению, было ужасное: в 1938 году он был осужден на семь лет лагерей. В его жизнь надолго вошли Дудинка и Норильск.
Жизнь в лагерях он называл «сталинскими университетами». Он имел травму позвоночника, руки, что для музыканта — настоящая трагедия, перенес цингу. Был освобожден в 1945 году с ограничением места проживания. Полностью
Георгий был реабилитирован лишь в 1960 году. Волею судьбы оказался в Южноуральске. Георгий Струве был одновременно великолепным преподавателем и музыкантом, что случается очень редко. Ученики вспоминают, что общение с ним не заканчивалось после занятий. Он рассказывал им много о музыке, выводил в «свет». Дочь Георгия Георгиевича Струве Светлана Георгиевна продолжает его дело. В школе искусств она работает более пятидесяти лет. И это другая история.