Наталия Быстрик
Крутые виражи судьбы
Фото: пресс-служба Челябинского театра оперы и балета имени Глинки
В поиске
Приходилось слышать: чтобы стать оперным артистом, нужны, конечно, определённые голосовые данные и хороший музыкальный слух. 99 % того, что мы слышим со сцены, — это труд вокалиста. Надо непрестанно работать над собой, своим голосовым аппаратом, держать себя в форме. Я знаю, вокалисты перед спектаклем, особенно перед премьерой, ни с кем не разговаривают, не отвечают на звонки, не слоняются зря по улицам — концентрируют в себе эмоциональную, творческую и физическую энергию. Как это происходит у Наталии?
— Я за физическую форму — несколько раз в неделю дома сама по часу занимаюсь гимнастикой: растяжка, пресс, гантели, скакалка. Плюс массаж, баня, бассейн — где-то раз в две-три недели, обязательно. Голос тоже требует развития, поддержки, вокальных упражнений. Артисты, как и спортсмены, подолгу тренируются, отрабатывают один и тот же элемент. В нашем случае это отрывок из партии. Тренировками голос можно развить.
-С этого момента поподробнее…
-Помню, в детстве выступала на утренниках, участвовала в детских вокальных конкурсах, училась в музыкальной школе, но как профессию сцену не рассматривала. Это было, скорее, хобби. Интересовалась иностранными языками, журналистикой. В результате стала маркетологом и переводчиком с китайского языка, окончила международный факультет Иркутского государственного университета. Во время учёбы в вузе часто участвовала в фестивалях и конкурсах от университета, пела. Мне говорили: у тебя хорошо получается. Тогда я подумала: а что, если попробовать развиваться в этом направлении? И поступила в Иркутский музыкальный колледж. Училась параллельно и в университете, и на вокалистку. Как-то к нам в колледж пришёл в поиске новых голосов заслуженный деятель искусств РФ, дирижёр Илмар Лапиньш. Он заметил меня, и я получила приглашение работать в филармонии, затем мы много гастролировали, вместе с Иркутским Губернаторским симфоническим оркестром. Лапиньш наблюдал за мной в процессе работы и однажды сказал: «Наталия, тебе надо учиться дальше, надо ехать в Москву и получать высшее музыкальное образование». Я последовала совету. Окончила Московский государственный институт музыки имени Шнитке, а затем ещё Центр оперного пения Галины Вишневской.
-Тогда же, наверное, начали принимать участие в конкурсах? Можете припомнить какой-нибудь эпизод в связи с этим?
-Вспоминается 2013 год, конкурс современного вокального искусства Perpetuum Mobile проходил в голландском городе Хилверсуме. Я — ещё студентка, учусь в Москве. И вот оказываюсь среди 60 претендентов на победу из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Я взяла третью премию. С одной стороны, неожиданно, с другой, — очень радостно. Победы дарят ощущение крыльев за спиной. Понимаешь: я могу, я на правильном пути! И ещё одно потрясающее впечатление, привезённое из Нидерландов, — тюльпаны. Они там повсюду… Роскошные!
Так не бывает
-Вы говорите, в детстве не мечтали стать певицей. Но всё же… Так не бывает! Предпосылки какие-то наверняка были. Может, в театр любили ходить?
-Предпосылки — это моя родня. По маминой линии, её зовут Александра Серафимовна, все пели. И поют. Бабушка Вера Григорьевна очень красиво пела! Её любимая — народная песня «Ой, калина, ой, малина, в речке талая вода». Мама одно время работала в Доме культуры руководителем певческого ансамбля. Два моих дяди не только поют, но и на музыкальных инструментах играют. Репертуар, конечно, — народные песни. И застольные.
-Но перенесёмся в Челябинск. После какой роли пришёл успех у публики здесь?
-Это была Ярославна в опере «Князь Игорь». Январь 2018 года, четыре года назад. Зал вдруг взорвался аплодисментами. Публика бурно отреагировала на моё исполнение. Надеюсь, потому что я вкладывала в роль свою душу. Мне Ярославна близка, я хорошо её понимаю. Мой муж военный — полковник, командир войсковой части в Чебаркуле, и я знаю, что это такое — беспокоиться о любимом, который несёт службу.
И, конечно, сыграли свою роль прекрасная музыка Бородина и чудесные партнёры по сцене. Огромное значение в успехе постановки имел вклад главного режиссёра нашего театра Екатерины Василёвой. Она же автор режиссёрской версии восстановленной оперы.
-Но вы ведь не только в опере поёте, но и в оперетте?
-Вот это было ново для меня! С этим я столкнулась впервые только здесь, в Челябинске! Я исполняю партию Розалинды в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса и Теодору в «Мистере Иксе» Имре Кальмана. В марте моя премьера — оперетта «Сильва» Кальмана, меня вводят в этот спектакль, на заглавную роль, пока репетирую. Поначалу петь в оперетте было сложно, раньше я этим никогда не занималась. Оперетта — совсем другая атмосфера. Здесь надо ещё и танцевать, и говорить. И теперь я просто влюбилась в этот жанр! Оперетта как вирус: если ею увлечёшься, то втянешься полностью.
Ноты на дне тарелки
-Энрике Карузо говорил: «Высокие ноты нужно искать на дне тарелки». Символ того, что певец должен хорошо питаться. Вы умеете готовить? Как вообще организован ваш быт? Какую музыку слушаете дома? Наверняка ведь не только оперу…
-Самая большая проблема у артистов — нехватка времени на быт и семью. У нас в семье подрастает семилетняя дочка, поэтому готовлю по возможности. У меня неплохо получаются первые блюда: солянка, рассольник, борщ, щи. Плюс выпечка. Без ложной скромности скажу, я хорошо и вкусно готовлю! Меня этому с детства учила мама. Она по первой профессии — повар. С бытом — тоже нормально. У нас есть квартира, недалеко от театра: на работу хожу пешком или добираюсь на автомобиле, который более десяти лет вожу сама. В машине обычно слушаю музыку — просто попсу. И к тому же громко. Прекрасно снимает стресс, напряжение, усталость. Особенно после спектакля. А ещё эмоциональная разгрузка для меня — Шопен. Могу плакать, когда его слушаю. Вместе с тем его музыка даёт мне энергию.
-У вас есть неисполненные мечты?
-Хочу зимой отдохнуть в тёплых краях. Моя мечта — Доминикана. Надеюсь, в этом году получится всё же там побывать. Ещё одна мечта — побывать в Италии. И непременно посетить там оперный театр, прикоснуться к легендарной итальянской вокальной школе.
-Если бы вы ставили какую-то оперу, то… Какую?
-Это была бы «Тоска» Пуччини. Мне близок сюжет. Трагическая история любви художника и оперной певицы. В репертуаре челябинской оперы был такой спектакль, но его, к сожалению, сняли с репертуара, по причине давности. Сейчас же повсюду в оперном мире идёт «перезагрузка». Пытаются привлечь молодых зрителей, и театры обращаются порой к экспериментальной режиссуре. Наш Оперный, естественно, не исключение. Мы в потоке. Вот и я поставила бы «Тоску» по-новому. Иначе, чем та постановка, что когда-то шла. Однако, по моей задумке, это будет в меньшей степени экспериментально — больше близко к классике. Обязательно качественно, грациозно, красиво. Если эксперимент, то совсем немного.
-И последнее: ваше пожелание читателям издания «Миссия».
-Я теперь твёрдо знаю: если хочешь, чтобы полюбили тебя, ты должна сама уважительно и с любовью относиться к себе. Поэтому учитесь понимать себя, радуйте себя, уделяйте себе время. Покупайте себе красивые вещи, балуйте кусочком вкусного, необычного торта, посещайте дорогие рестораны — пусть хотя бы днём и только за чашкой кофе. Но атмосфера, антураж! В общем, не забывайте о себе, любите себя. Кроме того, очень важно, конечно, самим быть личностью.