«Не бойтесь экспериментировать, идите на риск!»
СТИЛЬ ЖИЗНИ: Лаборатория танца
Фото: из личного архива Ольги Пона
Подобные мысли мелькали в сознании в ходе спектакля «Несинхронно» челябинского Театра современного танца, дважды лауреата национальной премии «Золотая маска». К счастью, оказалось: мысли эти во многом совпадают с замыслом автора. Поставила спектакль заслуженная артистка РФ, художественный руководитель Театра современного танца Ольга Пона. Захотелось пообщаться с ней подробнее. Причём, не только лишь о спектакле — о творчестве в целом. И о жизни.
-Ольга Николаевна, не могу удержаться от вопроса. По какому принципу вы отбираете своих актрис? Они у вас настолько разные…
-В спектакле «Несинхронно» есть люди, которые в театре, как и я, с самого основания. Есть и более молодые танцовщицы. Все разные. И у каждой, безусловно, своя судьба, о которой они рассказывают со сцены. Не так, чтобы «от» и «до». А через намёки, ассоциации, какие-то истории. В следующем году нашему театру исполнится 30 лет.
С 1992 года мы существуем. За это время две национальные премии «Золотая маска» и более 20 номинаций на эту премию. Спектакль «Несинхронно» тоже, кстати, был номинирован на «Золотую маску». Танцовщики у нас, вы правильно заметили, разные. По возрасту, характеру (в том числе, и характеру танца), качеству и степени подготовленности. В этом, мне представляется, толерантность. Почему танец должен быть только для молодых? Нет, им могут заниматься все. Надо дать шанс всем, кто желает себя проявлять в этом.
-Кстати, спектакль «Несинхронно» имел большой успех на гастролях в Германии в 2019 и 2020 годах.
-Да! Зрители предпочитают видеть глубину, содержание, ощущать какую-то осмысленность. А не просто сидеть и любоваться на красивые лица, тела, ноги. Хотя и этого никто не запрещает. Я про себя называю этот спектакль «Танец.doc». В его основу положены документальные истории. Сначала я разговаривала с каждой из участниц. Они рассказывали о том, что их волнует в жизни, какое место в ней занимает танец. А потом на основе этого материала был создан спектакль. А ещё наши танцовщики иногда со сцены говорят. И в этом спектакле они говорят. Это в современном танце случается.
-Как появляются идеи ваших спектаклей?
-Нередко это зарисовки с натуры. Приходится наблюдать за жизненными ситуациями, делая для себя какие-то выводы. Одна из последних моих постановок, например, «Бегущие» по роману лауреата Нобелевской премии 2019 года в области литературы Ольги Токарчук «Бегуны». Очень своевременно — и книга, и спектакль. Мы ничего не успеваем, вечно куда-то спешим, нам некогда задуматься о чём-то сущностном, о главном… Вот эта книга и эти мысли, пронзающие её, меня вдохновили. А ещё может вдохновить музыка, танец. Вся моя жизнь — это поиск танцевальных движений.
-Кстати, относительно всей жизни. Я читала, что к хореографии вы пришли довольно поздно…
-Я родилась в небольшом городе Новотроицке Оренбургской области. Жили мы в одном из его посёлков, близ железной дороги. После школы приехала в Челябинск, поступила на автотракторный факультет Челябинского политехнического института (ныне ЮУрГУ, — Прим. авт.), окончила его. И только здесь, в Челябинске, я впервые побывала в театре и открыла для себя театр в целом, как феномен. Танцами я начала заниматься в 21 год, когда, по окончании ЧПИ, поступила на хореографический факультет Челябинского государственного института культуры. Так получилось, что мой относительно поздний приход в профессию сыграл, в целом, положительную роль. Ведь я не боюсь экспериментов и всегда иду на творческий риск. Кроме «Золотых масок» и двух десятков номинаций на эту премию, есть ещё приз журнала «Балет» — «Душа танца» и большое количество региональных премий.
С гастролями наш театр побывал во многих странах мира. Последние полтора-два года, правда, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, наши поездки ограничены.
-Вам помогает ваше изначальное техническое образование или мешает?
-Да, помогает! Я сама, например, конструирую декорации к своим спектаклям. Потом, математическое мышление даёт логику.
-В чём особенности современного танца и челябинского Театра современного танца в частности?
-Творческий состав нашего театра — 16 танцовщиков плюс администрация. Каждый танцовщик за годы своего пребывания в коллективе профессионально растёт. Мы приглашаем педагогов, хореографов, участвуем во многих проектах. Всё время развиваемся, словом! 12 из наших танцовщиков сами ставят спектакли. Мы работаем в сотворчестве. Кроме того, танцовщики театра являются педагогами и хореографами для многочисленных танцевальных школ Челябинска. Мы называем свой театр «лабораторией танца». Кроме моих спектаклей, на сцене идут, конечно, и спектакли, которые поставили наши ребята: «Иррациональный» Дмитрия Чегодаря, «Игроки», «Поцелуй меня дважды» Елены Прищвицыной и Владислава Морозова, «Беляш» Артёма Сущенко, «Медея» Степана Баннова, «Антиципация» Татьяна Крицкой, Рафаэля Тимербакова и Дмитрия Чегодаря, Moza-Memory Владимира Вдовенко, Connect, «Одуванчики» Дениса Чернышова. Спектакль «Одуванчики» был номинирован на «Золотую маску». И это не полный перечень их работ. Что касается современного танца в целом. Мы не можем это объективно оценивать, так как находимся внутри процесса. Мы стремимся его развивать, это безусловно. В искусстве ведь многое зависит от человека, от конкретной творческой личности. Вот есть такой человек и вокруг него группа единомышленников — и уже можно работать. Но быстрый успех никто не гарантирует, это кропотливый исследовательский процесс. Всё развивается волнообразно в искусстве. Да и в жизни тоже!
_Что можете сказать о творческих планах?
-На следующий театральный сезон запланировано несколько новых проектов, как всегда. Это будут работы наших танцовщиков и приглашённого постановщика. Есть надежда на поездки на фестивали, чтобы показать спектакли за пределами Челябинска. Но пока это зависит не только от нас.
-Ольга Николаевна, вы только танцами увлечены или удаётся выкраивать время и на семью, хобби? Расскажите немного об этом.
-Мои юность и молодость пришлись на 90‑е годы, когда в магазинах ничего не было, пустые полки. Поэтому, как все, наверное, девушки того времени, могу вязать и шить. Сейчас это неактуально, всё можно купить. Но и сейчас какие-то предметы реквизита для спектакля я сама придумать могу. Или смоделировать костюмы для артистов. Семья… Это мой сын Иван Пона — музыкант, играет в составе джазового ансамбля «Уральский диксиленд», и его жена, моя невестка Дарья Пона — фотограф одного из местных изданий.
-Что можете пожелать читателям?
-Искать в жизни и профессии элементы творчества. Избегать рутины. Испытывать глубокий интерес к чему-то, что важно для вас.