Анатолий Семенов
Руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области. Главный государственный санитарный врач Челябинской области.
-Анатолий Иванович, вы с детства мечтали стать врачом?
-В детстве я мечтал быть археологом, потом дальнобойщиком, потом военным корреспондентом, и даже после 10-го класса подал документы в Львовское высшее военно-политическое училище, но не прошел по конкурсу и вернулся домой в Башкирию, год проработал токарем на заводе и после этого поступил в медицинский.
—Неожиданное решение.
-Один наш родственник как раз в то время заканчивал мединститут и как-то незаметно увлек этим и меня. Но на лечебный факультет я не хотел и поступил на санитарно-гигиенический. Тогда я посчитал, что это близко к политике, к обществу. Жизнь показала, что так оно и есть (смеется).
—Жалоб на какую тему поступает к вам больше всего?
-Скажем так, в 2005 году, когда Санэпиднадзор реорганизовали в Роспотребнадзор, часть сфер, за которые мы отвечали, ушла. Но законодательство изменилось, а люди нет. И нам по старинке пишут по любому поводу. В первый год нашей работы мы получили 2000 жалоб, на сегодняшний день мы получаем более 10 000 жалоб в год, и все они попадают ко мне на стол. Почему увеличилось количество? Жизнь не стоит на месте, торговля и производство развиваются, да и написать сегодня обращение стало довольно просто, например, через наш сайт. Пишут много и обо всем, кто-то спокойно и культурно свою проблему объясняет, а кто-то откровенно хамит. Каждый четвертый при этом забывает указать обратный адрес, видимо, Антона Павловича Чехова не читали про Ваньку Жукова, который писал письмо на деревню дедушке. Надо бы жалобой заняться, но обратного адреса нет, не к кому обратиться. А что касается сферы.. В последнее время процветает мошенничество, особенно хорошо это видно, когда дело касается малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия работают достаточно честно и прозрачно, это их конкурентное преимущество, гарантия и стабильность. В малом бизнесе велик соблазн получить быстрые деньги в ущерб качеству. Большое количество жалоб на сотовую связь, на технику, которая постоянно ломается, а сервисные центры не принимают ее бесплатно. Много жалоб на банки за неправомерные проценты, которые люди потом вскрывают. Но работа с жалобами это только половина нашей деятельности, у нас ведь еще и плановая работа есть, регулярные проверки.
—Бизнес сегодня декларирует, что работает по принципу «клиент всегда прав», этому учат на всех тренингах. Это справедливый принцип, на ваш взгляд?
(смеется) Вы сейчас назвали лозунг времен социализма или начала перехода к капитализму? Мы живем в очень странном мире, где говорим одно, делаем другое, а думаем о третьем. В истории только один человек мог делать три дела одновременно, один известный римлянин, а теперь мы все так умеем. Не нужно верить всему, что говорят. С одной стороны, мы защищаем потребителя, есть Федеральный закон о защите прав потребителя. Мы выносим заключение о правонарушении, а компания, например, предоставившая некачественный товар или услугу, идет в суд и оспаривает наше решение. И вдруг оказывается, что клиент не всегда прав. У суда может быть другой взгляд и другие нормативные документы, которые защитят предпринимателя, а не потребителя.
—Почему нет единства между разными государственными органами, ведь цель у вас одна – наказать виновного и защитить пострадавшего?
-Наше законодательство довольно сложное. Прокуратура руководствуется своим сводом законов, судьи смотрят со своей точки зрения, мы – со своей, и нередко возникают противоречия. В итоге государственные структуры между собой попадают в очень странные отношения. Мы стоим на стороне потребителя. Но мы все с вами потребители. Даже владельцы бизнеса. Один производит кирпич, второй колбасу. И они придут друг к другу как покупатели. Я, конечно, за то, чтобы мы работали вместе и отстаивали права, прежде всего, потребителя.
—Вы сами попадали в ситуацию, когда ваши права как потребителя нарушали?
-Много раз!
—Кому жалуется руководитель Роспотребнадзора?
(Смеется) Никому. У меня свой взгляд на это. Не могу припомнить случая, когда бы меня очень сильно обидели как покупателя. Тем более никогда не достаю свое удостоверение и не начинаю им трясти. Потому что, как правило, страдаем мы от наемных работников, которые ничего не решают. Когда ситуация доходит до владельцев, они стараются ее сгладить. Но как говорят: вроде и ложки нашлись, а осадочек остался (смеется). Если мне попадется какой-то некачественный товар, и если это не страшно дорого, я просто выброшу его, забуду как неприятность и буду жить дальше. Просто второй раз не обращусь в это место. Чтобы писать жалобы, ходить по инстанциями, нужно иметь определенный характер. Это не мое.
—Вы оптимист?
-Хотелось бы верить, что да. Но в последнее время, как новости посмотришь, все эти события на Украине… С одной стороны, нам надо все это видеть и понимать, с другой стороны – сейчас столько эмоций вместо объективных фактов, что перестаешь всему верить. Человек должен получать факт, а лучше не один, и уже сам давать свои оценки.
—Если не с новостей, то с чего начинается ваше утро?
-Когда Геннадий Григорьевич Онищенко был еще нашим руководителем, у него была такая привычка: в любой день он мог позвонить начальникам региональных управлений рано утром, в шесть-семь утра. А по московскому времени это четыре утра, представьте. Он приходил так рано на работу и начинал обзванивать территории, чтобы быть в курсе всех вопросов. Угадать, когда именно позвонит, невозможно, и я старался каждый день вставать до шести. Сейчас он уже больше года работает помощником Дмитрия Анатольевича Медведева, а привычка с того времени у меня осталась. Просыпаюсь в шесть утра, к семи приезжаю на работу, документы разбираю, жалобы читаю, а с полдевятого начинается официальный рабочий день.
—Если какая-то жалоба особенно затронет вас, вы позволите себе взять ее на личный контроль?
-На самом деле, это не редкость. Есть ведь очень серьезные жалобы, и волосы на голове дыбом встают, когда видишь, в какие ситуации попадают люди. Хочется помочь. Я в таком случае ставлю пометку на заявлении «nota bene», чтобы мои сотрудники обратили особо пристальное внимание на него. Ко мне и на прием люди приходят, я всегда слушаю и стараюсь помочь.
—Какой праздник вы считаете своим профессиональным?
-День медицинского работника. День защиты прав потребителей достаточно новый для России праздник, а 70-80% наших работников – выпускники именно санитарно-гигиенического факультета, врачи. Хотя десять лет назад нас приравняли к госслужащим, у меня в шкафу мундир весит, звание дали – государственный советник Российской Федерации второго класса. Но я всегда чувствовал и чувствую себя врачом.