+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Сергей Гаврюшкин

Южному Уралу нужна защита интеллектуальной собственности

БИЗНЕС: Интеллектуальное право

Текст: Александра Бондаренко
Юрист Сергей Гаврюшкин знает, как сохранить и защитить интеллектуальную собственность Челябинской области и готов обратиться к губернатору Алексею Текслеру с инициативой  — создать в регионе пост общественного советника по интеллектуальным правам. За плечами известного юриста 18 лет опыта защиты авторских прав в сфере бизнеса.
Сергей Гаврюшкин

-Защита интеллектуальной собственности  — достаточно новое направление в современной юриспруденции. И если за рубежом эта сфера развивается уже достаточно длительное время, то в России  — менее двух десятков лет. Сергей Николаевич, вы стоите у истоков защиты прав интеллектуальной собственности Южного Урала, объясните для начала, что именно мы вкладываем в это понятие и что нам надо защищать-то?
-Редко простой обыватель знает, что объекты интеллектуальной собственности и авторского права создаются буквально ежедневно. Это тексты, сайты, фотографии, изобретения, научные разработки, товарные знаки, торговые марки, дизайн упаковки, патенты, полезные модели и многое другое. Далеко не все догадываются о той ценности, которую они несут.

В последние годы тенденция такова: всё больше представителей бизнеса и даже частных лиц через суды защищают объекты своего авторского права и зарабатывают на этом немалые деньги. Хочу отметить, споры порой возникают не только между сторонами внутри нашего государства. Мне доводилось защищать российское предприятие и на мировой арене в патентном споре с австралийской компанией. Эта наша общая победа сохранила российскому производителю его репутацию и честное имя не только внутри страны, но и далеко за её пределами. Это частный пример из бизнеса.

-На государственном уровне тоже нужна такая защита?
-Безусловно, нужна. Но сейчас я хочу сделать акцент не на уровне сразу всего государства, а только  — в нашем регионе. Есть такое понятие  — бренды Челябинской области. Сюда мы можем отнести и «Каслинское литьё», и «Солнечную долину», и хоккейный клуб «Трактор», и Национальный парк «Таганай», да даже тот же «челябинский метеорит». Кому сегодня принадлежат права на всё это? Никому! А должны принадлежать региону. Вот только государство даже не задумывается, что эти права необходимо за собой фиксировать. С этим я тесно столкнулся, когда писал магистерскую диссертацию по теме «Совершенствование управления отношениями интеллектуальной собственности на муниципальном уровне на примере Администрации Миасского городского округа». У нас получается, ни за областью, ни за муниципалитетами не закреплены права ни на один объект интеллектуальной собственности. У нас даже нет реестра объектов, которые попадают под эту категорию и которые можно и нужно защищать. В итоге  — мы можем потерять бренды. В Миасском городском округе я, как депутат местного Собрания, буквально на днях внёс законопроект о создании в нашем муниципалитете такого реестра. Пусть это будет первый небольшой шаг на пути к решению глобального вопроса и становление государственности на пути защиты объектов интеллектуальной собственности.

-А кто может «украсть», например, наш «Таганай», от кого мы его защищать будем?
-Давайте сразу определимся: в вопросах интеллектуальной собственности под «Таганаем» мы понимаем не «горные хребты и каменные реки», их, конечно, никто украсть не сможет.

Мы подразумеваем бренд  — простыми словами, его название. Сегодня понятие «Таганай»  — место это и понятие раскрученное, известное далеко за пределами Южного Урала: к нам едут туристы со всей страны и из-за рубежа тоже. Представьте, допустим, в Москве появится какой-нибудь деятель, который просто назовёт Таганаем любую другую территорию и, пользуясь известностью «уведёт» всех туристов от нас. И как Челябинская область, не имея никаких прав на этот бренд, сможет защитить его? Никак. Мы просто потеряем деньги, потеряем бренд, потеряем, по сути, всё.

-Выход какой? Что-то можно сделать?
-Можно! Для начала ввести должность общественного помощника или советника при губернаторе Челябинской области по вопросам защиты интеллектуальной собственности. Так мы сможем структурировать все объекты интеллектуальной собственности, права на которые должны принадлежать области.

А затем уже появится возможность их страховать, защищать и даже коммерциализировать. Самое главное  — это фиксировать права на наши бренды и оставлять их в регионе. Это нам позволит и зарабатывать авторитет и престиж, и получать деньги в бюджет области. Я твёрдо убеждён такая должность, которую бы внедрил губернатор,  — это реальный и идеальный выход для всего региона.

-Кто мог бы претендовать на эту должность? Общественный советник  — это просто дополнительная, скажем так, бесплатная нагрузка.
-Это должен быть человек с системным подходом, с образованием и опытом в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Эксперт в этих вопросах. Без многолетнего опыта, безусловно, невозможно взять и начать управлять интеллектуальной собственностью целого региона. Общественной нагрузкой такого эксперта в любой сфере сложно напугать, ведь такие профи всегда делятся своим опытом, знаниями, обучают, помогают  — и всё это зачастую делается бесплатно. Главная цель здесь  — это повышение уровня грамотности населения. Например, ко мне часто обращались за помощью и советом по защите авторских прав ваши коллеги, журналисты. Немало было вопросов и от представителей бизнеса. Просто взять и нагуглить информацию в такой сложной сфере, как авторское право и интеллектуальная собственность, конечно, можно, но вот разобраться в ней самому ой как непросто.

-Вы разработали семинар «Топ 10 ошибок интеллектуальной собственности». Кому он будет полезен?
-Одними из первых слушателей этого семинара стали представители СМИ и бизнеса в моём родном городе. Проводилось это всё совершенно бесплатно. Просто хотелось каждому помочь получить и дать эти знания. Кстати, это и есть общественная нагрузка. Со временем этот семинар стал востребован, и ко мне стали обращаться крупные предприятия, даже такие как корпорация «РосАтом» и МРСК  — Урал, «ДСТ-Урал», с просьбой провести семинар, где они конфиденциально могли задавать волнующие их вопросы, просили провести обучение для их сотрудников. Но изначально это был проект на общественных началах. Семинар может быть полезен и чиновникам муниципалитетов, и депутатам всех уровней, и сотрудникам правоохранительных органов, и любой иной самой широкой аудитории.

-Если лично вас не пугает общественная нагрузка, что вам мешает сегодня заняться работой по защите прав интеллектуальной собственности Челябинской области без, скажем, статуса в должности помощника или советника губернатора?
-Наверно, принцип, который работает у нас во всех структурах: «без бумажки ты… никто». К примеру, я узнаю, что, например, в Златоусте нарушаются права на какой-то их бренд, звоню мэру Златоуста и… Несложно догадаться, какова будет его реакция. Кто я для него такой? И какими бы благими ни были мои намерения, все мои действия не будут восприняты всерьёз. Уверен, должность общественного помощника или советника губернатора  — это просто рабочий инструмент, который даст «пропуск» в любые структуры и на различные уровни: будь то администрации муниципалитетов, правоохранительные органы или даже судебные системы. Это возможность реализовать на практике полный спектр работ по охране и защите прав интеллектуальной собственности. Так мы точно сможем сохранить и защитить бренды Челябинской области.

Pin It on Pinterest

Share This