мини-модель России
БИЗНЕС: Мнение
Сергей Серсков, заместитель генерального директора строительной компании «НИКС»
Тем не менее в этом году с удовольствием отмечаю, как благоустраивают тропу пенсионеров в парке Гагарина, построили детскую площадку там, где только турники торчали, появилась новая workout-площадка со стороны Худякова, правда, на полувытоптанной земле, без специального покрытия. Появилось много классных и современных общественных пространств: около «Уральских пельменей», на Цвиллинга разбили сквер на месте парковки, Алое поле реконструировали. По идее это должно быть само собой разумеющимся, но у нас, челябинцев, вызывает восторг и ощущение прорыва.
Пока это только точечные проекты. Если глобально, я не вижу законченности и единой концепции. Нет какого-то единого стандарта развития города, заложенного раз и навсегда. Мы видим, что со сменой чиновников меняется и парадигма: на ключевую должность приходит новый человек и начинает делать то, что согласуется с его собственными представлениями.
Вопрос о том, как сделать город современным и красивым, у меня всегда вызывает некоторое удивление, потому что есть прекрасные образцы. Классическио правило: если ты не являешься лидером рынка, посмотри на лидера. Это касается любой сферы, любой мировой практики. Не надо выдумывать. Посмотри на лидера и сделай так же. Хорошо, мы не Москва, но посмотрите на Казань. Посмотрите на маленький Белгород, который сделали классным европейским городом.
Знаковое место Челябинска — Кировка. Но если мы поднимемся на верхние этажи «Челябинск-Сити», то увидим, как выглядит сверху наша главная прогулочная зона: непонятные мусорки, странные застройки и гаражи внутри дворов, сараи и маловразумительные сооружения. Неряшливость — признак центра. И эта картинка хорошо иллюстрирует состояние города в целом.
Что происходит с городской застройкой? Главная проблема, на мой взгляд, в том, что город расползается на окраины. Это неправильно. Чтобы это побороть, я считаю, нужно запретить строить многоэтажные комплексы на границе города, ограничить застройку малоэтажным жильём, не больше трёх этажей. При таком подходе лет через пять цена недвижимости в Челябинске будет расти — конечно, при условии, что и город будет развиваться грамотно и комплексно. Тогда и застройщикам будет интересно строить в центре.
Сейчас строительство монолитного высотного дома в центре для компании — на грани рентабельности. При цене квадратного метра 65 000 рублей строить жильё в центре Челябинска невыгодно, проще положить деньги в банк. В Екатеринбурге цена квадратного метра в центре города переваливает за 100 000 рублей. Если на краю города разрешать строительство только малоэтажных жилых комплексов, мы получили бы своего рода уютный Даунтаун, и районы с новостройками не называли бы гетто. С другой стороны, у нас появился бы Сити-центр с высотками и комфортной городской средой.
В цене квадратного метра всегда заключена в принципе ценность жизни в городе, его привлекательность. У нас самый низкий ценник на квадратный метр среди городов‑миллионников в России, и это очень грустно, даже в Перми выше, чем в Челябинске. Не в последнюю очередь, разумеется, цена на квадратный метр зависит и от количества предложений на рынке. Огромные новые микрорайоны на Северо-Западе, в Чурилово основательно подорвали рынок жилья в прошлом.
Челябинск — это такая мини-модель России. У нас огромный экономический потенциал, серьёзные современные компании — лидеры рынка в своих нишах, много крутых федеральных компаний, прекрасная научная база и высшая школа, но на качестве жизни в городе и области это никак не отражается. То же самое можно сказать и о России в целом — стране с огромным потенциалом и низким уровнем жизни.