«Люблю оперу, балет, особенно «Лебединое озеро»!».
В балете Чайковский произвел настоящую художественную реформу! Созданные им три балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» – являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, глубоко новатор-скими произведениями, определившими последующее развитие русского балета. Раньше в балетных спектаклях музыка играла чисто служебную роль – предоставить танцовщикам возможность четко и ритмично танцевать. Ни о какой выразительности или драматизме балетной музыки не могло быть и речи. Великие русские композиторы не брались за сочинение балетов. И не потому, что они не любили или не ценили русскую хореографию! Просто они не хотели попасть в зависимость от балетмейстера.
У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров Чайковский создал поэтичное и цело-стное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета. Он использовал в балете плоды собственных завоеваний в оперном творчестве: выразительные лейтмотивы, симфонические эпизоды, сцены-диалоги. Но более всего Чайковского привлекала в балете фантастическая сторона. Музыка «Лебединого озера» оказалась на одном уровне с лучшими его операми и симфоническими творениями.