Елена Макаренко
Я люблю сложные задачи и нестандартные решения
БИЗНЕС: История успеха
Текст: Сергей Смирнов, лана литвер
Фото: Дмитрий Болотин
6 мифов о компании «ИнфорМА»
Встретиться с Еленой Макаренко — это отдельный сюжет. Её нереально застать на месте. Попасть на встречу означает решить задачу со многими неизвестными. Знаешь день, когда она уезжает в командировку в Москву, и даже знаешь день возвращения, но вот вернётся ли — неизвестно. Наконец, день приезда известен, но вечером — до свидания, Челябинск, привет, Чукотка! «Я не знаю, что у меня завтра», — предупреждает честно Елена.
Миф № 1
В компании «ИнфорМА» — одни студенты
-Это правда и неправда. Я сама преподавала в ЮУрГУ, дочь Виолетта учится там. Я понимаю главное: сегодня, чтобы быть современной компанией и заниматься трёхмерным проектированием, нужны молодые ребята. Эти дети владеют гаджетами и технологиями на интуитивном уровне, их не надо обучать. Молодой человек садится за программу, показываешь ему несколько операций — всё, он понял! Он как будто родился с ней.
-Так у вас работают студенты?
-Нет, студенты идут в компанию «ИнфорМА» на стажировку. Мы из них выбираем золотые головы и приглашаем в штат. Недавно взяли на работу двух великолепных специалистов — вчерашние студенты! У них шикарный потенциал для роста, руководство компании уже делает ставку на этих ребят. Я считаю, это нормальная здоровая практика современного предприятия. В советские годы было такое понятие «целевой набор» — оно и сейчас прекрасно работает.
-Какую часть работы вы поручаете молодым сотрудникам?
-Вчерашние студенты занимаются BIM-проектированием. Ребята не имеют никакого отношения к принятию конструктивных и технических решений, к гидравлическим расчётам — они поднимают модели. Так у нас в компании сложилась шикарная команда: ведущие архитекторы, ведущие конструкторы, специалисты по всем направлениям, ГИПы и выпускники вузов.
Миф № 2
«ИнфорМА» — единственная компания, которая занимается BIM-проектированием в Челябинске
-Я бы сказала, одна из немногих.
-В чём преимущества этой технологии?
-3D-моделирование позволяет весь объект как будто пройти в реальном режиме, ногами. Это не просто архитектурная картинка, это параметрическая программа: все детали имеют технические характеристики. BIM-модель не просто даёт визуализацию объекта, но позволяет получать информацию о составе материалов, размерах и так далее. На стадии создания объёмно-планировочных решений заказчик продумывает не только картинку снаружи, но и маршрутизацию, зонирование: как будут ходить люди, где расположить эскалаторы, где фудкорты, какой вид будет открываться, когда человек будет ехать вверх или вниз, и так далее. Эта программа даёт возможность работать с очень сложными объектами. Вот один из них — проект EXE совместно с Yellow Stone Development.
-Это тот развлекательный центр небывалых размеров, который появится на улице Труда?
-Да, только это не развлекательный центр, а сложный многофункциональный комплекс, каких никто в Челябинске никогда ещё не строил, с гостиницами, бассейнами, апартаментами, фитнес-центрами… Yellow Stone Development — та креативная и современная девелоперская компания, которая причастна к самым сложным и модным архитектурным проектам города. Мы являемся генеральным проектировщиком проекта ЕХЕ — для Челябинска это совершенно новая история. Мы гордимся сотрудничеством с Yellow Stone Development, должны соответствовать масштабу проекта и его уровню сложности. BIM-моделирование как раз даёт возможность справляться с нестандартными и амбициозными задачами.
Миф № 3
В компании «ИнфорМА» работают круглосуточно
-Это правда и это неправда. Объясню. Мы называем себя клиентоориентированной организацией. Наши сотрудники сами устанавливают свой режим работы. Я считаю, что для нормального человека главное условие для психического равновесия — это состояние свободы. Наши сотрудники достаточно свободны.
-В каком смысле?
-Они свободны в выборе режима работы. Спокойно могут заниматься личными делами в течение рабочего дня: здоровье, дети, родители, ипотеки… Они не спрашивают разрешения, просто предупреждают. Люди работают в состоянии свободы, они имеют полное право проспать или три раза пообедать. Никто никому не выставляет рамки. Если у архитектора стоит задача — кто сказал, что архитектор может это сделать с девяти до шести, сидя в офисе на рабочем месте? Его, может, ночью осенило? Сотрудники сами понимают, какие на них объёмы проектирования, когда сроки сдачи работы.
-А кто тогда работает круглосуточно?
-Вот именно в таком отношении к сотрудникам я вижу мотивацию на так называемую круглосуточную работу. Если нам нужно упереться, сотрудники могут работать допоздна и в выходные и дома — мне не приходится издавать приказ, кого-то уговаривать. Так достигается взаимопонимание. Я не скрываю — да, мы работаем и вечером, и поздно, и в выходные. Проектирование — творческая работа. У нас нестандартные объекты. Я хотела создать демократичную, творческую, свободную команду, чтобы люди не боялись думать, предлагать, спорить.
Миф № 4
Макаренко авторитарна и деспотична. С ней невозможно работать
-Это не миф. Я требовательна — это правда. Я перфекционист — это правда. У меня авторитарные, жёсткие требования к срокам и качеству — и это правда. Но что в этом сверхъестественного? Мы клиентоориентированная компания. Если требуется, мы должны предоставить заказчику десять вариантов проекта. Если нужно переделать что-то срочно и при этом качественно, значит, переделаем. Мы продаём услуги. И результатом нашего труда является удовлетворение интересов заказчика. А заказчик — живой человек, и он может не знать в точности, чего он хочет. Может несколько раз менять решение. И мы будем переделывать проект столько, сколько нужно, чтобы у заказчика в конце концов случился инсайт — вот! я именно так и хотел! Люди, которые этого не принимают, считают меня жёсткой и деспотичной. А тем кто хочет работать и развиваться, ничего объяснять не надо.
Миф № 5
«ИнфорМА» открывает филиал на Чукотке
-Это неправда, но… Давайте по порядку. Наши компетенции уже позволяют нам участвовать в проекте по строительству золотодобывающей фабрики на Чукотке. В компании есть отдельное направление, связанное с горнодобывающей отраслью, и наработан соответствующий опыт. Целая команда наших специалистов сейчас работает там и делает полноценное техническое инструментальное обследование зданий и сооружений фабрики с целью реконструкции. Это достаточно тяжёлая работа в условиях Севера. Ребята только добирались туда двое суток: до Анадыря сутки и потом до места ещё 22 часа на вахтовке. Действительно, добрались до самого края света. Связь там работает с перебоями и только по ночам. Поэтому каждый день, точнее в час ночи, — у нас конференция с Чукоткой, днём мы связываемся с нашими партнёрами в Питере, те, в свою очередь, с Москвой, Москва пытается достучаться до Чукотки до вечера, а ночью мы опять проводим со своими сеанс связи. Для нас это первый опыт. Ни фото, ни видео не передать — у нас первый опыт работы в таких экстремальных условиях.…
-Что пишут ваши вахтовики?
-Пишут, что у них украли водку, а купить её там негде. Остались конфеты и пряники. Зато можно круглосуточно ходить в столовую и брать что хочешь без ограничений, хоть ведро котлет.
-Ну хорошо, на Чукотке пока нет, но в Екатеринбурге филиал вы открыли?
-Так и есть, это правда. В Екатеринбурге мы отвечаем за возведение двух крупных социальных объектов: медицинского центра и физкультурно-оздоровительного комплекса. Мы осуществляем авторский надзор и поняли, что наше присутствие в Екатеринбурге необходимо.
-И Екатеринбургом не ограничитесь?
-Возможно. Современные средства связи и программные продукты позволяют нам в любой точке страны открыть компьютер и оказаться на рабочем месте. Можно сказать, я (как и любой другой сотрудник) нахожусь в своём кабинете в Челябинске: могу ставить задачи, спрашивать, видеть, что на каком этапе. Если архитектор выложил планы, то какая разница, в соседнем кабинете он их выложил или в другом городе? Сейчас мы осваиваем этот скоростной, эффективный способ организации труда с удалённым доступом на рабочие места и электронным документооборотом.
Правила Елены Макаренко
- Качество. Сроки. Цена. Вот три основных условия, которые выставляет заказчик. Умеешь думать быстро, работать красиво и не завышать планку по ценам — тебе и проекты в руки.
- Я не жду заказа. Мы начинаем работу первыми. Иногда приходится месяцами работать над концепцией какого-то проекта, чтобы в итоге заказчик поверил тебе, выбрал твою концепцию. Это риск.
- Заниматься типовым проектированием лично мне было бы скучно. Я люблю сложные нестандартные ситуации, сложные решения. Утром просыпаешься и не знаешь, что принесёт наступающий день. Я из тех, кто не ищет лёгких путей. В ходе работы возникает столько разных нюансов, неожиданностей. Иногда это злит. Иногда даёт азарт. По–разному бывает. Но это драйв! Если уж говорить, ради чего жить, то уж точно не ради того, чтобы остановиться на чем-то типовом.
- У нас ставится вопрос так: сколько вам нужно времени до завтрашнего утра? Не я придумала эту шутку. Это любимый вопрос одного из наших постоянных заказчиков. Но именно он отражает наш подход к делу. Оригинальные решения, как это ни покажется странным, рождаются при дефиците времени.
- Если решение можно принимать молча и при этом ничего никому не доказывать, а твёрдой уверенности в чем-то нет, то интуиция — единственный советчик. Я очень интуитивный человек. Интуитивно выбираю для себя партнёра, спинным мозгом чувствую опасность. Это чувство, которое невозможно объяснить.
- Виктор Михайлович Вексель — мой партнёр, учитель, наставник, моя поддержка. У нас есть секретная традиция. Очень многие сложные решения мы принимаем сообща, с глазу на глаз. Нам важно поговорить, услышать друг друга и найти вариант, который обоим представится удачным. Нас связывают тонкие настройки многолетней дружбы. Как бы сегодня ни складывалось, какие бы неприятные моменты мы ни переживали, какие бы итальянские страсти ни кипели, отношение друг к другу у нас крайне уважительное и тёплое. Мы понимаем, что по отдельности каждый из нас не стал бы тем, кем стал сегодня.
Миф № 6
«ИнфорМА» утверждает, что они могут всё. Значит, они дилетанты
-Это, конечно, неправда. Мы берёмся, действительно, за очень разные проекты, но только потому, что по каждому направлению у нас работают классные специалисты. У нас пять руководителей проектов по направлениям: логистика, горно-обогатительное направление, общестроительное, промышленное проектирование (предприятия пищевой промышленности, производство стройматериалов, полигоны ТБО, мусороперерабатывающие заводы и т.д.) и жилищное: проектирование жилых домов и микрорайонов. Я могу подробно говорить по каждому направлению. Скажем, один из последних логистических проектов мы сделали для компании «СИГМА» — по нашему проекту объект возводится в Уфе, мы осуществляем авторский надзор. В горно-обогатительной отрасли мы трудимся около десяти лет. Именно благодаря нашим компетенциям мы теперь и работаем на Чукотке, заключён контракт на проектирование обогатительной фабрики в Забайкальском крае, в 500 километрах от Читы, совместно с партнерами из Китая и Санкт-Петербурга. Тут подробности я рассказать ничего не могу, информация пока держится в секрете. Третье направление — общестроительное: мы проектируем здания общественного назначения, торговые, спортивные и культурные, многофункциональные комплексы. На этом направлении работают два ГИПа. Четвёртое — промышленное проектирование. У нас два технолога, которые заточены на промышленное проектирование разного плана. Есть пищевое направление: молоко, хлеб, мясопереработка, лёгкая промышленность. А есть проектирование производств, связанных с обогащением руды, химическими процессами, оцинкованием, флотацией и т.д.
-Всего два технолога на пять таких разных направлений?
-Содержать штат технологов, как в проектном институте советских времён, сейчас роскошь. Технолог как профессия себя изживает. «ИнфорМА» — институт комплексного проектирования. Мы привлекаем высококвалифицированных узкоспециализированных технологов на аутсорсинге, под конкретный проект. Это оперативное и современное решение.