Он прекрасно помнит то мгновение перед прыжком, такое короткое и такое бесконечно длинное. аждый раз кажется, что взять эту недосягаемую высоту просто невозможно. И жажда победы над планкой, поднятой выше, чем два человеческих роста, и страх перед ней заставляли сконцентрировать все мысли и чувства только на одном — взять высоту во что бы то ни стало. Рывок, разбег, мощный толчок и…Ура! Я сделал это! В очередной раз.
Что может сравниться с тем необыкновенным чувством полного, летящего до неба счастья?! Ничто!
Алексей Заварницин в детстве занимался многими видами спорта: футболом, хоккеем, гандболом, коньками, лёгкой атлетикой. Но почему-то остановился именно на прыжках с шестом, довольно экзотическом для Челябинска виде спорта, и добился там ощутимых результатов. Такой уж характер: если прыгать, то выше всех; если работать, то по полной программе.
В последние годы торговля развивается стремительнее других отраслей экономики. По объёмам оборота она значительно превышает нефтяной рынок. Никто уже скептически не относится к торговле как к чему-то второстепенному, малозначительному. А люди, сумевшие организовать цивилизованную торговлю в наше хаотичное время, вызывают заслуженное уважение и интерес. Алексей Заварницин — президент группы компаний «Незабудка». Все челябинцы хорошо знают эти магазины с ярким запоминающимся цветком на логотипе. «Forget Me Not» — «Не забудь меня».
Ещё совсем недавно проблема обеспечения продуктами питания малоимущих слоёв населения казалась неразрешимой без базарной, уличной торговли. Мы обречённо смотрели на допотопные ларьки, унылые киоски, грузовые машины, превращённые в автолавки «времён Очаковских и покоренья рыма». Что поделать, не пойдёт же пенсионер за продуктами в дорогостоящий супермаркет. Но неразрешимые проблемы бывают только у тех, кто их не хочет решать.
Алексей Заварницин, создав свою «Незабудку», доказал, что можно обойтись и без малопривлекательной уличной торговли. Система магазинов, или как ещё её называют, торговая сеть позволила ему избежать огромных торговых «накруток». Без преувеличения можно сказать, что «Незабудке» удалось привести людей с небольшим достатком в цивилизованные магазины, которые по культуре обслуживания и по ассортименту товаров мало чем отличаются от «крутых», «продвинутых» супермаркетов.
— Алексей Юрьевич, откуда у вас ярко выраженный предпринимательский талант? Может быть, вы росли в семье торговых работников?
— Вовсе нет. Родился я в Челябинске в простой рабочей семье. Учился в обычной школе №15. Знаете, наверное, это недалеко от железнодорожного вокзала. Учился, кстати, очень хорошо. Родители не знали со мной никаких проблем — я был на удивление ответственным и усидчивым, активно занимался спортом. Стал кандидатом в мастера спорта по прыжкам в высоту с шестом, был призёром городских и областных чемпионатов. Так я прыгал, наверное, лет шесть — семь.
— Есть люди, которые очень скептически относятся к занятию спортом на таком уровне. Они наверняка спросили бы у вас с некоторой долей ехидства: «Ну и что вам это дало?»
— Очень много, — отвечу им без всякого ехидства. Спорт помог вырасти мне и физически, и нравственно. (Заметим в скобках, что рост у Алексея Заварницина — ого— го! Под два метра. И телосложение — дай бог каждому — атлетическое. — Авт.)
Я понял, что самое полное, самое настоящее чувство счастья можно испытать, только преодолев какой-то барьер, одержав победу над собой: своей ленью, страхом, равнодушием, неумением. А всё остальное, например, неожиданно свалившееся на тебя наследство, — это только иллюзия, которая исчезнет так же неожиданно и бесследно, как и появилась.
И ещё один момент. Спортом сейчас стали заниматься многие. И это здорово. Но порой я вижу, с каким трудом они заставляют себя делать это: подниматься с дивана или из кресла. У меня нет такой проблемы. На территории базы мы построили свой спортзал, который я регулярно посещаю. Занимаюсь на тренажёрах, плаваю в бассейне, играю в большой теннис. Чувствую при этом огромное удовольствие.
Физическая сила, закалка помогают в каких-то острых, жизненных ситуациях.
— Например?
— Например — армия. Срочную службу я проходил в Алтайском крае в Барнауле. ак и все, в полной мере испытал «радость» неуставных отношений. Но мне было легче переносить многие невзгоды. Спорт помогал и там.
— Скажите, а часто ли вам приходилось испытывать удары, превратности судьбы?
— Я бы не стал называть это так громко и высокопарно. Лучше и правильнее говорить о сложностях, проблемах. И, справедливости ради, многие из них я «организую» себе сам. Это началось ещё с детства. Помните, я рассказывал, как долго выбирал себе подходящий вид спорта? Так продолжается и по сей день. Всё никак не могу успокоиться, остановиться. Вечно что-то ищу, пробую, спотыкаюсь и начинаю опять.
Поиски своего места происходили и после возвращения из армии. Я устроился в торговое предприятие «ОРС НОД-2». Вскоре стал заместителем директора торговой базы. Наверное, можно было продолжать спокойно там работать и дальше. Но тут наступила перестройка, и мне вновь захотелось нового. Я решил заняться бизнесом.
— Каким?
— Разумеется, торговлей. тому времени я уже понял окончательно, что это — моё. Торговал ликероводочной продукцией, зоотоварами, сигаретами. Тогда это был очень прибыльный бизнес, наша компания стала представителем многих ведущих производителей табачных изделий в России. Мы преуспевали, постоянно расширялись, задумывались о новых сферах. Вышли на оптовую торговлю пивом. И здесь мне сопутствовал успех — мы заключали контракты с самыми крупными российскими пивзаводами. Но, понимаете, с высоты сегодняшнего дня я отчётливо вижу, что это было несколько хаотичное время метаний и исканий, интуитивного поиска правильного пути, верных решений. И это связано вовсе не с тем, что мы чего-то не знали, не понимали, были какими-то недотёпами. Просто, действительно, время было такое. Торговля — это ведь целая наука. Тогда это и в голову никому не приходило. Стратегия бизнеса, его целесообразность, логистика, маркетинг — сегодня даже не для специалиста эти слова понятны и привычны. А тогда о них вообще никто не слышал.
Сегодня никто, пусть он будет хоть трижды удачлив и талантлив, не сможет организовать достойный, конкурентно способный бизнес без точного научного анализа, продуманной стратегии, четко выверенной тактики, просчитанной вплоть до мелочей.
— Алексей Юрьевич, а как вы думаете, почему одни сумели выплыть в том бурном море перемен, а другие, увы, «утонули»? Что это? Судьба? Помните древнюю китайскую мудрость: «Не дай вам бог родиться в эпоху перемен»?
— Помню, но лично я ничего плохого в эпохе перемен не вижу. Скорее, наоборот, вряд ли бы я чувствовал себя комфортно в эпоху застоя. А что касается судьбы, то здесь она ни при чём. Всё зависит только от самого человека, от его внутренней целеустремлённости, вернее, от того, есть она или нет. Если заранее ориентировать себя на неудачу — «у меня ничего не получится» — то, разумеется, тогда ничего и не получится.
Я знаю много обычных людей, не наделённых особым талантом, одарённостью, но вполне уверенных в себе. Они твёрдо стоят на ногах, смогли организовать крепкое, достойное дело. Отношусь к таким людям с большим уважением.
— А вы — рискованный человек?
— Очень. Раньше рисковал, рассчитывая только на свою интуицию: закрываешь глаза и — как в омут с головой. Сейчас рискую, взвешивая, научно просчитывая результат.
— Вам знакомо чувство страха?
— онечно. Прежде всего — это страх за любимых и близких мне людей.
— И что помогает вам в таких ситуациях не потерять самообладание?
— Во-первых, уверенность в себе. Но, главное, что я не один, за мной всегда стоят люди, которые мне поверили, пошли за мной. Они надеются, что я смогу найти выход из ситуации. Это заставляет собраться, сконцентрироваться. Опустить руки проще всего, а вы попробуйте, превозмогая боль, улыбнуться в трудную минуту.
— У вас большой коллектив?
— Да. Две тысячи человек.
— Вы очень строгий руководитель?
— Нет, не очень. Хотя об этом лучше спросите у людей, с которыми я работаю.
— Вас легко можно уговорить, разжалобить?
— Разжалобить тяжело, а вот убедить вполне возможно. Несмотря на то, что я являюсь основным владельцем предприятия, крупные стратегические задачи мы решаем совместно с советом директоров. Это мои соратники: Олег Чувашов, Андрей Макаренцев, Сергей Бокарев, Виталий Никулин.
— Сейчас очень модно такое понятие, как корпоративность. акой смысл вы вкладываете в это слово?
— Слово новое, а понятие старое. Оно подразумевает сплочённый коллектив, общий дух единой команды, «болеющей» за своё предприятие.
— ак вы считаете, дорога ли репутация «Незабудки» рядовым её работникам?
— Надеюсь, что дорога. Сейчас мы создали свой учебный центр, который кроме профессиональной подготовки занимается ещё и, если можно так сказать, воспитанием наших специалистов. Репутация компании — это честность перед клиентами, высокая ответственность за выполняемую работу, какой бы малозначительной она ни казалась на первый взгляд, открытость, правдивость.
— Алексей Юрьевич, вы можете назвать главные отличительные черты той, советской, торговли и современных магазинов?
— Не стоит, наверное, вновь и вновь говорить о главной «черте» прошлой торговли — всеобщем дефиците товаров и продуктов. Во-первых, раньше превалировала прилавочная торговля, не предполагающая контакта «товар-покупатель». Во-вторых, кассы, удалённые от покупателя за прилавок, вели к дезорганизации торгового процесса, когда надо было по нескольку раз из одной очереди переходить в другую, теряя уйму времени.
Сейчас в наших магазинах все процессы автоматизированы, система самообслуживания даёт возможность покупателю как следует рассмотреть товар и потратить на покупку минимум времени. Шопинг становится максимально удобным для современного человека и превращается в приятное, увлекательное занятие. Согласитесь, что лет десять-пятнадцать назад эта фраза прозвучала бы как насмешка над покупателем.
А сама схема торговли осталась прежней: оптовые поставки — склад — магазин.
— Интересно, а как выглядит сфера торговли Челябинска на общероссийском фоне?
— По-моему мнению, ещё недавно Екатеринбург был на голову выше нас. Остальные города — миллионники находились примерно на одном уровне с нами. За последние два года розничная торговля Челябинска настолько продвинулась вперёд, что по многим параметрам мы находимся с уральской столицей на равных. Без ложной скромности скажу, что большую роль сыграла в этом и наша торговая сеть — «Незабудка». Екатеринбург сегодня нас уже ничем удивить не сможет.
Торговая сеть «Незабудка» занимает 10-12 процентов рынка челябинской торговли. И это не предел, мы стремимся довести эту долю до 25-30 процентов. Сейчас горожан обслуживают 22 наших магазина. аждый месяц в них приходит один миллион покупателей. Символическая цифра, не так ли?! До конца года по нашим планам число магазинов увеличится до 28. У нас очень большие, амбициозные планы.
— Чувствую, что вы — патриот своего города?
— А как же? Ведь я здесь родился, вырос. Я побывал во многих российских городах и могу сравнивать. Челябинск — очень перспективный, бурно растущий город. Такое встретишь не часто.
— Алексей Юрьевич, а вы сами где приобретаете продукты?
— Только в своих магазинах. Это принципиальная позиция.
— А если захочется чего-нибудь «этакого»?
— Значит надо попробовать и начать торговать «этаким». Если у меня как у покупателя есть спрос, значит, должно быть и предложение. Моя мама тоже покупает продукты в «Незабудке» недалеко от её дома.
— Сколько длится ваш рабочий день?
— По-разному. Обычно встаю часов в семь. А вообще-то мой рабочий день, как говорят, не нормирован. Было время, я со своей командой вообще не уходил из кабинета. Чуть вздремнём прямо на столе и опять в бой. Так мы жили во время становления компании.
— Вы — гурман? акую кухню предпочитаете?
— Японскую. Это лёгкая, вкусная, необычная пища. А в принципе я непривередлив. Могу долго обходиться без пищи, но считаю, уж если есть, то есть со вкусом.
— Вы сами проложили себе дорогу в жизни. А что вы думаете по поводу воспитания своих детей?
— Мой сын закончил в этом году школу, поступил в вуз. Будет изучать информатику, заниматься программированием. Дочка закончила только третий класс, ей 10 лет. Сын учился в обычной школе, дочка углублённо изучает француз-ский язык. сожалению, у меня мало времени остаётся на общение с детьми… А в каникулы дочка подрабатывает у меня в офисе.
— Вот как?! И что она делает?
— Выполняет секретарские функции: отправляет, принимает факсы, отвечает на телефонные звонки, готовит чай. Ей это очень нравится… и мне тоже. Она становится собранная, аккуратная, ответственная. Таким образом, она ещё и зарабатывает себе деньги на карманные расходы. И сын тоже точно также работает здесь на компьютере. Мне не хочется культивировать в них потребительское отношение к жизни.
— Я слышала, что вы — человек верующий. Почему? Что это вам даёт?
— Моя мама — верующая. Может быть, это чувство передалось и мне. В церковь хожу, к сожалению, нечасто: 3-4 раза в месяц. огда езжу по миру, всегда посещаю соборы, монастыри. Самое яркое впечатление осталось от Иерусалима, Храма Гроба Господня, Стены Плача. Я был там несколько раз.
А вопрос «что это даёт» мне не нравится. Это мое внутреннее состояние души, я ощущаю в храме умиротворение, благодать. Всё это никак не связано с бизнесом. Только глубоко личное, внутреннее.
— Вы так много сделали, многого добились, нет ли у вас желания остановиться, отдохнуть?
— Нет, что вы?! Мне только 36 лет. У меня большие планы, неудовлетворённые амбиции. Я настроен работать, искать новые сферы применения своим силам.
— Например?
— Я обратил внимание на наши парки. В каком печальном состоянии они находились у нас, просто жалко было челябинских ребятишек. Я сгорал от зависти, прогуливаясь по паркам развлечений в Париже, Испании, Голландии, Италии. Что толку просто завидовать, подумал я, надо действовать. упили несколько аттракционов отечественного производства, установили их и поняли, что игра стоит свеч. На специализированных выставках заключили сделки с самыми известными производителями аттракционов, закупили оборудование, установили его в парке имени Пушкина, потом — Гагарина. Затем был создан городок аттракционов в Миассе. А этой весной наш челябинский островок аттракционов появился в Москве в парке Горького.
Я с большим интересом занимаюсь этим бизнесом, вижу, как нравятся людям обновлённые парки. А сколько счастья в глазах у детворы! Это ощущение стоит многого.
— А дальше что?
— Всех своих планов раскрывать не буду. Но надеюсь ещё удивить и порадовать своих земляков.
…Итак, как и раньше перед прыжком: надо собраться, сконцентрировать силы и мысли. А потом — привычное: рывок, разбег, мощный толчок. Есть! Ещё одна высота взята. Время вновь поднимать планку.