Когда холодное оружие греет душу? Когда его отлили из стали, укротили огнем и мастерством, а после – возвели в ранг нематериального достояния человечества. Когда нож – произведение искусства. На все времена. Для всех народов. Мирные цели, магия дамаска и безграничная сила творчества – впечатления и размышления у непарадного подъезда к Златоустовскому заводу оружейных специализированных сталей.
История, авантюры и тайны дамаска
Златоуст. 5-я Нижне-вокзальная улица расходится на пять путей и дорог. Здесь город похож на эклектичную картину, где в брутальный конструктивизм вплетается провинциальная пастораль. Это своего рода – место силы. Здесь судьба. Можно сказать, даже карма большой оружейной славы державы. Конечно, зарождалось всё совсем в другой стороне – у подножья горы Косотур. Еще в 1751 году промышленная династия Мосоловых решила завоевать Урал. Для идей тульских оружейников здесь был буквально Клондайк, и уже через три года старший из Мосоловых – Иван, крещённый как Иоанн со своим небесным покровителем святым Златоустом, подписал контракт. Искали воду, и Берг-коллегия разрешила Мосоловым строить в «удобном месте ниже устья Тасмы-реки, например, с полверсты на р. Аю». Это был тот момент, когда в Туле Мосоловы потерпели бизнес-фиаско и на Урале завод построили относительно быстро. А потом – война с Наполеоном и указ императора Александра I о национализации первой оружейной фабрики. За двести с лишним лет златоустовское оружие «пережило» сто эпох. К началу XXI века – после ваучеризации и демократизации всей страны – в Златоусте работал уже ни один десяток оружейных предприятий. В гаражах, подвалах, рустикальных и кустарных мастерских. В 2008-м, в самый разгар сложнейших из экономических кризисов новой эпохи два друга придумали создать еще одно. Ударили по рукам и ввязались для себя в новую авантюру. У истоков идеи Златоустовского завода оружейных специализированных сталей – Сергей Щипицын и Марат Ахметгалин.
– Как-то так спонтанно получилось тогда, – вспоминает Сергей Щипицын. – Кризис не испугал. Напротив, даже как-то подстегнул – сложно было переживать и переосмыслить металлургический крах Златоуста. И я предложил Марату дерзнуть. Говорю: мы же не зря свои дипломы получили.
Щипицын и Ахметгалин решили и… сделали.
– Первые деньги за первый заказ, а это был приличный гонорар, мы прокутили. Это был нож для хирурга из Магнитогорска. Не скальпель, а именно сувенир, – улыбается Сергей Щипицын. И мы просто сами поверить не могли, что можем возродить не только саму историю, но и былую оружейную мощь.
Днем – огнем согнем
Авантюрный дух и искреннее желание быть ближе к легендарной истории сделали своё благое дело. Сергей Щипицын и Марат Ахметгалин быстро нашли единомышленников. Мастеров – художников, литейщиков и кузнецов. Новые мощности OOO «ЗЗОСС» дислоцировали на базе старого АТП: установили печи, разместили цеха по ковке и литью, оборудовали светлые комнаты для художников. Задачу поставили амбициозную, но благородную – стать лучшим предприятием не только в родном Златоусте, но и в России. Спустя почти десять лет первые предъюбилейные итоги не только радуют, но и вдохновляют. Их в буквальном смысле наковали и закалили.
– В 2008-м у нас работало всего 20 человек, сегодня – 150, мы – одно из самых стабильных предприятий города, – говорит директор OOO «ЗЗОСС» Олег Дегтев. Сегодня мы – исключительно грамотная команда, каждый из 150 знает, что такое надёжность, качество и традиции.
Олег Дегтев предлагает выйти из кабинета. Булат и дамаск надо своими глазами увидеть, чтобы всмотреться, рассмотреть и оценить масштаб производства, мастерства и безграничного творчества. Мы спускаемся, поднимаемся и оказываемся где-то в …Преисподней. Пыльно, шумно, жарко. Кузница – это еще одно место силы. Здесь молотом и наковальней зарождается неповторимый рисунок дамасской стали. Зрелище вопреки брутальному антуражу завораживает. Кузнец «стопочкой» складывает друг на друга листы стали, скручивает металлической «верёвкой» и в печь. 1100 градусов, металл начинает гореть огнём и становится податливым для силы и магии творчества.
– Чередуя пластины разной углеродистости, можно рисунок варьировать, – о тонкостях работы кузнеца рассказывает мастер участка «Дамаск» Вадим Селезнев. – Узор, что сталь рисует сама, не повторяется никогда. Мы, кстати, научились делать дамасскую сталь нержавеющей. Узор получается тот же, что и на восточных саблях и европейских палашах, а вот свойства у них как у материалов космических технологий.
Кузнец докрасна раскалённый металл пускает под наковальню. Внушительность стальной «стопочки» сжимается на глазах. Затем – снова печь и снова 1100 градусов. После очередной закалки огнём – горячий брусок скручивается, и именно в этот момент сталь внутри себя самой начинает «создавать» неповторимые орнаменты. После – брусок нарезают на тонкие пластины. Из каждой потом – клинок, кинжал, саблю, бебут, кортик, нож или шпагу. А дальше – еще больше творчества и созидающей фантазии.
– Рукоятки холодного оружия можно декорировать на любой вкус, – рассказывает мастер 1-го производства ООО «ЗЗОСС» Виктор Фёдоров. – Красиво смотрится карельская береза, натуральная кожа. Всё это тщательно шлифуется, собирается, а затем «уходит» в цех к художникам. Они уже расписывают всё вручную. Такие вещи не делаются нигде в мире, – убежден Виктор Юрьевич. – Единственное место производства – наш родной Златоуст.
Дамаск: искусство на ножах
Из жаркой, шумной и пыльной «Преисподней» мы уже в необыкновенно светлой комнате. Это цех художников. Здесь холодное оружие расписывают душой и вручную. Знаменитые клинки OOO «ЗЗОСС» разлетаются по миру.
– Сюжеты на оружии – это реконструкция культурных традиций всего мира, которые мы очень внимательно изучаем, – говорит арт-директор OOO «ЗЗОСС» Инна Балакина. – Восток любит наше золоченое оружие, а Европа – белое. Мы же в свою очередь гарантируем исключительность, неповторимость и стабильно надежное качество.
Художники OOO «ЗЗОСС» на сталь могут перенести любой сюжет. Инна Балакина листает портфолио, где на бумаге в полный размер клинков, дагов, шпаг и бебутов «оживают» страны, природа, исторические события, персонажи, сказки, мифы и даже рубаи Омара Хайяма. Буквально шаг в сторону – и уже краски, тончайшие кисти и яркий свет настольной лампы дневного света. Художник Татьяна Бузунова дает жизнь рисунку с бумаги. Техника древнейшая – пуантилизм, точечный стиль, родиной которого считается Франция. Перед Татьяной – кортик «Девятый Вал», мотивам знаменитого Айвазовского она даёт новую жизнь. Работа не просто тончайшая, она буквально ювелирная: художников по холодному оружию кормят глаза и руки.
– Я всегда мечтала быть причастной к творчеству и истории, – говорит Татьяна. – Получила диплом златоустовского колледжа, пробовала работать на других оружейных предприятиях, но силой творчество увлёк OOO «ЗЗОСС», здесь я уже пять лет, и мне нравится.
Ермак, Уинстон Черчилль, Колумб, Чингисхан, Оливер Кромвель, царь Давид и король Артур – их сначала прорисовывают лаком, затем травят, после чего лак даёт сюжетам объём. За работами оружейников OOO «ЗЗОСС» следит сегодня весь мир. Американские магнаты или арабские шейхи, бывает, за ножами и саблями сами специально на Урал едут. А мастера завода, оказывается, могут всё.
– Мы и посуду делаем, и стильно декорируем визитницы, шкатулки, фоторамки: коллекция нашей творческой фантазии безгранична, – рассказывает начальник 2-го производства Лина Макеева.
– Самые необычные заказы?!
Лина Макеева сходу: – Недавно мы делали корону. Да-да, самую настоящую, как у настоящего короля. С золочением, с драгоценными жемчугами и рубинами – заказала одна молодая дама для своего мужа. Сейчас в разработке еще один уникальный заказ – мечеть Кул-Шариф высотой полметра.
– Изучаем казанскую историю, окутанную флером легенд, – подключается к разговору арт-директор Инна Балакина. – История всемирного наследия, и нам предстоит докопаться до самых мельчайших нюансов и подробностей. Интересно!
Сталь: как покорялся мир
Оружейная конкуренция в Златоусте плотная и бойкая. Но OOO «ЗЗОСС» на её фоне заметно и солидно отличается. Говорят, еще в 90-ых лаборатория кафедры металлургического факультета ЮУрГУ начала научные исследования дамаска, и группа студентов активно разрабатывала в Златоусте метод порошковой металлургии. Так появились композиционные стали и сплавы, что на профессиональном языке и есть дамаск. Кстати, у Сергея Щипицына дипломная работа называлась как раз «Способ получения булатных сталей (его варианты)». И сегодня смело можно сказать: оружейный бизнес в Златоусте всегда настоящий и подлинный, когда по призванию.
– Да, в городе много оружейников, но у каждого мастера – свой секретный рецепт и способ, – говорит Сергей Щипицын. – А сегодня, когда появил ись новые стали и сплавы, популярность незаменимых свойств холодного оружия из дамаска становится просто хитовой.
Продвиженческая миссия оружейного творчества – на солидном штате менеджеров. OOO «ЗЗОСС» не работает на склад, и, наверное, такой принцип спасает предприятие в рутине бесконечных экономических кризисов. Исполненные же заказы готовы удивить и покорить любого, чью душу способно согреть холодное оружие.
– Осенью прошлого года мы удивили армию, – говорит коммерческий директор Дмитрий Прийменко. – В Москву на международный форум отвезли боевые ножи и наградное оружие. В штучном варианте, и все они разошлись по частным коллекциям. Сегодня, получается, инвестируют не только в акции корпораций или недвижимость, но и в историю и нематериальное достояние культуры, – резюмирует Дмитрий Прийменко.
История, равно как и дамаск – вещи непредсказуемые. Пожалуй, это одно из самых невероятных размышлений у непарадного подъезда к Заводу оружейных специализированных сталей. Кто знает, может, спустя еще 200 лет Christie’s или Sotheby’s выставят на аукцион кортик, палаш или меч с клеймом «Сделано на LLC «Zlatoust Plant Of Weapons-Grade Speciality Steels».