Считанные дни остаются до того момента, как администрация 44-го президента США покинет Белый Дом. На этом правление первого чернокожего правителя в истории Америки закончится. Теперь мы можем четко подвести черту и попытаться осмыслить, что этот человек дал миру и своей стране, какие надежды он оправдал, а какие втоптал в грязь.
Yes We Can «Да мы можем! – под таким лозунгом начал свою президентскую гонку Обама. Молодой, улыбчивый, немного несуразный, худощавый и долговязый, но милый чернокожий мужчина очаровал весь мир. Очаровал своими обещаниями и подарил надежду на то, что вместе с ним мир откроет новую страницу американской политики, строящейся не на корысти и жажде наживы, а на идеалах гуманизма и миролюбия.
Избирательная кампания была яркой и победоносной, конкуренты от республиканской партии были разгромлены по всем фронтам. Во внешней политике предвыборные обещания не могли не радовать любого здравомыслящего человека – Обама обещал отказаться от политики большой дубинки, говоря о том, что его страна не может более развязывать войны по всему свету, поскольку Америка уделала руки в невинной крови по локоть, и пора бы вывести ее войска из Ирака и Афганистана.
Обама заявлял о том, что бессудные расправы и пытки над подозреваемыми в террористической деятельности недопустимы, и США должны избавиться от системы тайных тюрем ЦРУ, а также закрыть печально знаменитую тюрьму в Гуантанамо, режим пребывания в которой почти неразличим с условиями в лагерях смерти Аушвиц и Бухенвальд в эпоху власти нацистов. О своей будущей внутренней политике Обама говорил, что страна не должна тратить бесчисленные миллиарды на оружие и слежку за собственными гражданами до тех пор, пока среди сограждан остаются нищие, бездомные, голодные.
В США, оплоте мирового либерализма и поборников невмешательства государства, издавна сложилась традиция платного здравоохранения. Огромное лобби страховых фирм привело к тому, что даже аспирин в аптеке нельзя приобрести без рецепта врача, который возможно получить только при условии наличия у вас платного страхового полиса, что стоит не малых денег и нуждается в ежегодном продлении. А если у вас нет достаточной суммы для страхового полиса, значит никакой медицинской помощи, кроме экстренной, вам не положено. На деле выходило так, что примерно 30 000 000 американцев – а это около 10% населения штатов – не имели доступа к медицинской помощи и погибали тысячами от обычной ангины или простуды чуть ли не на улицах.
Кто-то может говорить, что так выглядит справедливость, и оплачивать медицинские счета нищих неудачников из своих налогов состоятельные граждане не должны. По факту тот, кто рассуждает таким образом, лишен даже не совести, а здравого смысла, ведь сегодня ты на коне и дела идут в гору, а завтра невидимая рука рынка разорит тебя, и теперь уже тебя ждет аналогичная участь. Многие политологи заявляли, что с победой чернокожего кандидата в США эта гражданская война будет окончена. Это оно – истинное равноправие в действии.
Очарование Обамой достигло такой степени, что избранный президент в 2009 году получил Нобелевскую премию мира. Впрочем он сам заявил о том, что эта премия получена авансом, то есть незаслуженно.
Стоило администрации Обамы отойти от празднования триумфа на выборах и взяться за работу в полную силу, как мир спохватился. А точно ли это тот человек, в которого мы верили?
Подстегиваемая американским внешнеполитическим ведомством, Арабская весна смела светские режимы по всему Ближнему Востоку и Северной Африке и открыла радикальным исламистам дорогу во власть, благородя чему целый регион планеты погрузился в пучину анархии и гражданских войн. Вместо вывода американских войск из Ирака и Афганистана, Америка не только продолжила, но и усилила свою интервенцию в эти страны, а также осуществила военное вмешательство в Ливию, Сирию, Йемен.
Джорджа Буша, предшественника Обамы, критиковали за то, что Пентагон ведет сразу две локальные войны одновременно, теперь США оказались втянутыми более чем в пять локальных конфликтов.
Обещания поиска компромисса с Россией закончились Майданом в Киеве и установлением откровенно русофобского режима, что, разумеется, привело к крупному конфликту – войне на Донбассе. После семидесяти лет мира и спокойствия в Европе снова начали утюжить жилые массивы крупнокалиберной артиллерией и устраивать танковые баталии. Все это прямое следствие неумелого и несдержанного внешнеполитического курса Обамы. Интеллектуалы в Европе долгое время, особенно после Второй мировой, смотрели на штаты даже не как на равного партнера, а как на пример и образец. Теперь все увидели истинное лицо Америки и ужаснулись: вместо серьезного и расчетливого взрослого, с которым приятно иметь дело, Америка обернулась трудным и вспыльчивым подростком, да еще и с ружьем в руках, который не ценит ни свою жизнь, ни жизнь других.
Безусловно, проведенная в 2010 году реформа здравоохранения, несмотря на то, что часть ее положений была отменена Конституционным судом в 2012 году, дала малоимущим слоям населения доступ к медицинским услугам, но все-таки не в полной мере.
Тайные тюрьмы увеличили число заключенных и освоили еще больший арсенал изощренных пыток. Также правительство теперь читает смс и е-майлы и прослушивает все телефонные звонки американских граждан.
При Обаме США показали, что не справляются с ролью монопольного мирового лидера. Конец истории и наступления вечного панамериканского мироустройства не наступил после крушения СССР. И дело даже не в том, что США надорвались на внешней политике, осуществляя вмешательства повсюду, куда только дотягиваются руки, в результате чего оказались в том положении, когда заглоченный кусок слишком велик, и нужно либо выплюнуть часть, либо задохнуться.
Ключ к пониманию ситуации кроется в том, что мировой лидер это не тот, чьи танки и ракеты самые мощные. Когда-то СССР имел танков в несколько раз больше, чем весь остальной свет, а КНДР сейчас имеет мощные ракеты. Но никто не скажет, что хочет жить в КНДР, как ни один западный обыватель не сказал бы в свое время, что хочет насладиться прелестями жизни в СССР. Уклад и образ жизни – вот что определяет мирового лидера. Жители других стран должны говорить: посмотрите, как там, хотим, чтобы у нас было так же.
После Второй мировой войны США взяли курс на последовательное приведение в жизнь политики мультикультурализма и выпячивания в первую очередь чернокожего меньшинства, зачастую привыкшего к маргинальному и асоциальному образу жизни. Все это дошло до такой степени, что голливудские киностудии получают разнарядки о процентом соотношении чернокожих в массовках. Даже если действие фильма разворачивается в Северном штате, где чернокожих считанные единицы, в кадре они обязательно будут.
Избрание Обамы стало апофеозом этой политики, но ставка на меньшинство сыграла против Америки. Выбрав посредственность из гетто, который начал превращать весь мир в родное гетто, а затем отдав предпочтение белому антиинтеллектуалу, американцы обеспечили себя внутренними проблемами на сто лет вперед. Эту мысль подкрепляют последние новости: четыре негра пытали белого инвалида, организовав прямую трансляцию в фейсбуке и заставляя его кричать: смерть Трампу! смерть белым людям! Все четверо уже задержаны. Глава полиции Чикаго, где все и произошло, сказал, что это не преступление ненависти, а просто чья-то глупость. В интернете и на телевидении Америки главенствует идея о том, что нет плохих социальных групп, есть плохие люди. Может быть, может быть.
Так или иначе в США сегодня сложилась следующая ситуация: по разным подсчетам чернокожие составляют 10-15% населения, еще 5% составляют секс-меньшинства. Здравая логика говорит о том, что, безусловно, эти люди имеют право полноценную жизнь в обществе и уважение к себе. Но политика уважения обернулась тем, что в результате права большинства в США ущемляются в угоду указанным меньшинствам. Белому гетеросексуальному мужчине откажут в приеме на работу, если среди других кандидатов будут черные или геи.
Последние лет двадцать Америка отдавала предпочтение этим 20% населения, ломая сопротивление остальных 80%. В итоге в качестве ответки страна получила президента-реднека, что тут же вызвало кипучую ярость этих самых 20%. Этакая вечная борьба меньшинства с большинством, требующая от него платить и каяться.
Это, конечно, красочная и яркая повестка дня, но совсем не интересная и не актуальная для Европы. Скорее это уровень Латинской Америки, где новый президент уничтожает все, что было сделано его предшественниками, и так по кругу вечно и всегда. Эта яростная и кипучая борьба никак не способна решить вопросы дальнейших перспектив развития ни отдельной страны, ни мира в целом.