В прошлом году в Челябинске открылась студия творческого развития «Это правда!», созданная на базе Областного центра дополнительного образования детей регионального министерства образования и науки. Она является седьмой в федеральной сети студий творческого развития, которые действуют в рамках благотворительного фонда «Оперение» – уникальном для страны проекте Константина Хабенского. Народный артист России лично посетил наш город и рассказал нам о доброте, милосердии и воспитании.
Константин Юрьевич, в рамках ежегодного фестиваля «Оперение», который пройдет в Челябинске в конце июня, будет показан спектакль «Поколение Маугли» – яркая и масштабная театральная постановка международного уровня.Как родилась данная идея?
Челябинск – это уже пятый город, где мы делаем этот большой благотворительный детский спектакль. Его идея сформировалась по заявкам наших студийцев во время одного из фестивалей три года назад в Уфе. Мы вынашивали ее год и затем сыграли премьеру в Казани. Со временем спектакль стал ставиться в разных городах, где есть наши студии (в Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Новосибирске), с разными актерами. Вот теперь и в Челябинске (улыбается). В 2014 году спектакль стал лауреатом международной Премии имtни Станиславского, а также главным событием культурной программы Санкт-Петербургского международного экономического форума в 2015 году.
Это замечательно, что сегодня есть такие проекты, в которых участвуют не профессиональные актеры, а люди, которые хотят помочь своим появлением на площадке. Но ваши актеры – дети…
Да, нам важно, что на сцену выходят дети. Это воспитание милосердия и сострадания. Так мы приучаем их к благотворительности, а также помогаем обрести дело, которым бы они занимались со школьной скамьи. Все средства от продажи билетов на спектакль и сувенирной продукции будут направлены в Благотворительный фонд на лечение детей с онкологическими заболеваниями головного мозга. За время существования спектакля уже собрано более 13 млн рублей, которые были направлены на лечение 21 ребенка. Это наша самая главная цель.
Как вы в целом оцениваете работу челябинских студийцев? Это талантливы ребята?
Осенью прошлого года они совместно с балетной школой Илзе Лиепы представили в Московской детской филармонии музыкально-хореографический проект «О котах и мышах, о любви и критике». Попытались сделать балетно-хулиганский симбиоз (улыбается). Из этого определенно что-то получилось, зритель был доволен. Это было неожиданно и оригинально для данного формата. Посмотрим, как южноуральские студийцы проявят себя этим летом на фестивале «Оперение» у себя дома. Думаю, на своей земле они раскроются в полной мере и покажут уже какой-то собственный стиль и почерк.
Что еще будет происходить на летнем фестивале «Оперение» в Челябинске?
По традиции съедутся студийцы из всех городов. Пока мы думаем над программой фестиваля. Помимо «Поколения Маугли» хотим показать ряд театральных проектов, спектаклей, которые были созданы в разных студиях и сегодня постепенно выходят на театральное пространство страны. Это работы, за которые нам не стыдно.
Получается, что челябинским студийцам нужно будет подготовиться и к фестивалю, и к спектаклю «Поколение Маугли»?
Да, на них свалилась огромная работа. Но я вижу, что ребята – взрослые, умные, азартные, быстро схватывают то, что им предлагают. К тому же я доверяю кураторам и педагогам на местах, с которыми у нас сложилось взаимопонимание на хорошем уровне.
Содержание спектакля соответствует сюжету романа Редьярда Киплинга?
С точки зрения Дарвина мы сильно отошли от оригинала (улыбается). Мы сделали версию по мотивам Киплинга, отчасти сохранив сюжетный ряд и имена взрослых героев. При этом где-то изменили их пол, как выяснилось недавно (улыбается). В общем-то, это история маленького мальчика, сбежавшего из большого города от благополучных родителей, от красивой жизни, чтобы выяснить, что он сам из себя представляет. Он попадает в разные уличные компании и пытается найти там свою правду, найти себя.
Находит?
Конечно, в итоге он ее находит. И этой правдой оказывается любовь, которая побуждает мальчика вернуться обратно домой.
Все как в жизни… И кто станет исполнителем главной роли?
На данный момент у нас есть пять претендентов, но пока мы ни на ком не остановились. Кто, на наш взгляд, будет самым выносливым, изобретательным, остроумным, тот и выйдет в конце июня на сцену челябинского театра драмы. Это должен быть молодой артист, способный быстро реагировать на все задания и интересоваться тем, чем мы вместе занимаемся.
А кто из челябинских артистов исполнит «взрослые» роли?
На их исполнение, насколько я знаю от руководителя челябинской студии Марины Петровой, претендуют артисты театра драмы Екатерина Девятова и Роман Чирков, артист Камерного театра Дмитрий Олейников, а также актеры Павел Каштанов и Роман Корзун. Но пока мы в поиске. Ранее в ролях наставников уже успели поработать: Юрий Гальцев, Тимур Родригез, Гоша Куценко, Алексей Кортнев, Александр Кержаков, Эльмира Калимуллина, Екатерина Гусева и Диана Арбенина.
А какую роль в спектакле исполняете вы?
Я играю все, что вакантно (улыбается). Но, вообще, на этот раз мы с Павлом Каштановым разделим роль Акелы. Надеюсь, что все остальные актеры смогут отработать все даты и все спектакли. Иногда, когда случаются экстренные ситуации, я примеряю на себя другие роли. Благо я все их хорошо понимаю.
Что дал вам лично этот проект? Научились ли вы чему-то именно у детей? Не столько в профессиональном, сколько в личностном плане?
Меня всему научили родители, а я только развиваю то, что они мне дали с детства. В плане того, что дал мне этот проект, могу сказать, что для меня это первый опыт работы в качестве художественного руководителя. Я никогда ничего подобного не делал, так же, как и ребята, которые никогда не занимались такими студиями. Мы учимся, порой дурачимся. И вот так, через шутки, через пот и кровь, через фантазии, мы приходим к общему знаменателю, интересному для всех.