Существует расхожее мнение, что государственная структура – это бездушная машина, огромный безликий механизм, работающий по своим законам и правилам. Так можно думать, если не понимать, что эта система состоит, прежде всего, из людей, где каждый на своей должности обеспечивает ее четкую работу. Десять лет назад стартовала реформа государственной службы, призванная обеспечить максимальную эффективность деятельности чиновников разного уровня. О том, насколько это удалось, какие перемены произошли за это время, и что такое настоящий госслужащий, мы поговорили с Татьяной Язовских, начальником Управления государственной службы Правительства Челябинской области
Татьяна Язовских
Начальник Управления государственной службы Правительства Челябинской области
Татьяна Николаевна, для работы на госслужбе необходим мозг аналитика?
Любому руководителю обязательно быть стратегом, независимо от того, чем он управляет – собственным бизнесом или государственной структурой. Стратегическое мышление – одно из самых главных условий управления. Это позволяет оценить то, что есть сейчас, и что нужно сделать, чтобы прийти к какой-то цели.
А как же человеческие эмоции?
А они нисколько не мешают. Выстраивается общая стратегия развития, но реализация всегда идет через обсуждения, через споры, через пробы и ошибки, даже через сопротивление персонала, который всегда сложно принимает новое. Государственная структура, может быть, и машина в смысле того, что здесь все налажено и отрегулировано законодательно. Люди, которые здесь работают, действуют в рамках законов, документов, инструкций, но мы проводим на работе не менее восьми часов каждый день, а у каждого своя судьба, свои проблемы, свои эмоции. Бывает, что человек приходит за советом, разговариваешь с ним, стараешься понять и, если необходимо, – помочь.
Какую последнюю книгу вы прочитали?
Я люблю так называемые женские романы – Татьяну Устинову, Александру Маринину, Марию Метлицкую. Я закончила филологический факультет и классическую литературу читала, когда училась, сейчас предпочитаю такие легкие сюжеты, где я могу отдохнуть, переключиться. Ну и конечно, когда выходят какие-то новинки, стараюсь за этим следить, читаю аннотации, друзья советуют.
Вы любите новое?
Очень. Фильмы, книги, гаджеты, впечатления, новые идеи, новые проекты. Все новое мне очень интересно. Так и в работе – вся наша деятельность отталкивается от реформ, начинаешь изучать новое направление, параллельно узнаешь что-то еще.
О каких реформах вы говорите?
В 2005 году стартовала реформа государственного управления. За это время была полностью сформирована структура органов власти в том виде, как мы ее видим сейчас, появились профильные министерства. Помню, как огромными «простынями» мы рисовали таблицы и графики с избыточными и дублирующими функциями, анализировали, спорили, это позволило нам перейти на внедрение механизмов управления по результатам, на регламентацию услуг и функций и так далее. Сейчас занимаемся созданием сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области.
Что такое чиновник в вашем понимании? Чиновниками рождаются или чиновниками становятся?
Чиновниками становятся. Но есть одно качество, которое должно быть привито с детства – патриотизм, как бы пафосно это ни звучало, чиновник должен любить то место, где он родился и где живет. И еще один важный момент – он должен знать, что своими действиями он обеспечивает работу и жизнь большого количества людей. Я говорю сейчас об ответственности.
Что происходит, когда человек теряет чувство ответственности на госслужбе?
У всех по-разному. Кто-то халатно начинает относиться к своим обязанностям, идут срывы сроков, невыполнение поручений, все это выливается потом в большие проблемы. Но халатность ведь страшна для любой профессии. Для госслужащего необходимо четкое понимание, в каких рамках он работает, знать, что делает. Нужно понимание своей работы, самого процесса, его важности и личной ответственности. Это приходит со временем, я ведь пришла сюда после института в 1997 году, начала с должности секретаря в Управлении организационно-контрольной работы, прошла все ступени госслужащего. Если посмотреть мою трудовую биографию, то в каждой группе должностей у госслужащего есть свой присвоенный классный чин. У меня классные чины есть в каждой группе, осталась только та группа, в которой работаю сейчас – высшая группа должностей.
Как зарабатывается авторитет руководителя?
У нас коллектив уже слаженный, мы работаем вместе давно. Я думаю, авторитет зарабатывается в реализации каких-то совместных проектов. Когда руководитель вместе со своими сотрудниками своими руками что-то делает, а не просто раздает указания. Потом я стараюсь не срываться на людях – у руководителя ведь всегда больше информации, которой он владеет, и он может ее преподать так, чтобы человеку было понятно, что он должен сделать без оскорблений и повышения голоса. Вы знаете, когда я пришла сюда в 24 года, то сразу попала к руководителю, который стал для меня учителем не только в работе, но и в жизни – Ткачева Ирина Васильевна. Помню, пришла и первые дни не знала, что делать. Мне дадут задание, я сделаю и сижу. Она спрашивает: почему сидишь? Я говорю – все сделала. И она начала меня учить выстраивать свой день, видеть перспективу, изучать документы, предлагать, смотреть, читать. Она меня научила работать, она научила меня государственно мыслить, научила взаимоотношениям не только профессионально, но и очень много личного я от нее почерпнула. Ирина Васильевна могла и пошутить, и рассказать какие-то ситуации из жизни, и при этом была очень строгая и требовательная. Мне сейчас нечасто приходится принимать какие-то волевые решения на уровне коллектива, потому что есть основа – все настроено, все поет, все работает. И когда появляется что-то новое, мы просто это встраиваем в нашу систему.
Кто сейчас ваш начальник?
Руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, Голицын Евгений Викторович. Мы работаем вместе уже много лет, и мне кажется, что мы прекрасно понимаем друг друга, я уважаю его за профессионализм.
Какие текущие вопросы вы обсуждаете?
Так как мы реализуем кадровую политику и отвечаем за кадровый резерв, то обсуждаем вопросы подготовки кадров, плюс на нас лежит вся сфера государственной гражданской службы, кроме этого, мы занимаемся профилактикой противодействия коррупции в органах гос-власти, реализуем мероприятия по наградной политике, обеспечиваем контроль за прохождением муниципальной службы.
Можно говорить о дефиците кадров на госслужбе?
Стоит сказать о дефиците подготовленных кадров государственного управления. Если мы говорим о каких-то отраслевых министерствах, то, конечно, отраслевое образование министру необходимо. Но министр все же не врач, не учитель, не строитель, это, прежде всего, управленец, поэтому очень сложно на какие-то вакантные должности найти человека, подготовленного не только профессионально, но и управленчески. У нас, конечно, есть сейчас резерв управленческих кадров, мы ими занимаемся, готовим в течение трех лет, они проходят стажировки, обучающие семинары, но недостаточно одной теории. Все-таки, я считаю, на госслужбе важно именно поступательное назначение, когда человек поднимается от специалиста к начальнику отдела, потом к начальнику управления, дальше к замминистра и так далее.
Какие женские черты характера вам помогают в работе?
Моя главная черта – это оптимизм, как мне кажется. Я стараюсь не хандрить, не раскисать. Всегда стараюсь не то что дружить, стараюсь понимать проблемы людей – домашние, рабочие. Мне очень комфортно с теми, кто со мной откровенен.
Как вы понимаете, что человек с вами откровенно разговаривает?
Мне кажется, это видно сразу. Я просто терпеть не могу, когда слышу ложь, мне становится сразу неудобно разговаривать, стыдно за этого человека и за себя, что я это вранье вынуждена слушать и делать вид, что я верю.
А вы его остановите?
Я попытаюсь перевести разговор. Я очень деликатный человек – не знаю, это плюс или минус для руководителя.
Чего, на ваш взгляд, еще не хватает государственной системе?
Не хватает оценки эффективности деятельности чиновников. По результатам – как в бизнесе. Когда это начнет работать, госслужба станет более открытой для граждан и более понятной.
Как эту эффективность оценить?
Есть много методик. У каждого госслужащего есть должностной регламент, где прописаны его обязанности. Выполнение этих обязанностей – основной критерий оценки. Здесь все просчитывается математическими формулами. В январе 2015 года Губернатором было дано поручение оценить качество работы чиновников высшей группы должностей, и по итогам этого года оценка будет проведена. В декабре каждый руководитель будет сдавать экзамен Губернатору на эффективность своей работы.
Какие места в Челябинске вам особенно нравятся?
(смеется) Мои друзья и близкие люди знают, что я не могу жить дальше улиц Сони Кривой, Энгельса и Площади Революции. Я училась в 138 школе, потом в Пединституте, сейчас работаю в Правительстве. Вот этот треугольник улиц – это мое родное. Когда мы только поженились с моим мужем, пять лет жили на северо-западе, и я считала это ссылкой. Для меня очень важно это комфортное состояние, когда ты идешь по улице, где есть твои любимые дома, магазины. Вот такой парадокс – новое я люблю, но здесь перемен не хочу.