Имя Марины Абрамович неразрывно связано с перфомансом. По ее же словам, многие не любят перфоманс, потому что видели много плохих, да и человеку мало выпадает хороших перфомансов в жизни. Если отойти от рассуждений, то перфоманс — это форма современного искусства, в котором произведение составляют действия художника или группы в определенном месте, в определенное время. Это и представление, и действие, и подвиг. В этом Марина Абрамович видит преодоление границ возможностей своего тела и своей психики, поскольку физический опыт — именно то, что продвигает нас в духовном плане.
Ритм 10
Перфоманс, во время которого Абрамович меж расставленных пальцев своей руки втыкала нож. Звуки происходящего были записаны. Вышло так, что художница поранила себя, а затем, включив запись, она повторила свои действия вплоть до того, что поранилась вновь в тот же самый момент, что и в первый раз. Так, через две раны на одном и том же месте встретились прошлое и настоящее.
Ритм 0
Один из самых сильных по своему воздействию перфомансов. Художницу и зрителей заперли в галерее на шесть часов, в которой находился лишь стол с 72 предметами. Первые из них вызывали наслаждение (свеча, краски, мед, роза, полароидная камера), вторые – боль (спички, кнут, скальпель), третьи – смерть (пуля, пистолет). Суть перфоманса заключалась в том, что тело Марины Абрамович в последующие часы полностью принадлежало публике. При помощи выше описанных предметов с ним можно было делать все, что захочется, поскольку сама Марина оставалась неподвижной и невозмутимой. Поначалу окружающие ее люди вели себя достаточно скромно, но с течением времени сумели выйти из рамок. В результате одежда Марины была изрезана, тело изранено шипами. Действие было прервано галеристом только тогда, когда один человек из толпы зарядил пистолет и направил его к виску женщины. В последствии когда Марина вышла из своей роли и начала движение, люди стали разбегаться от нее подобно тараканам, почуявшим опасность. Вернувшись в гостиницу, художница обнаружила на своей голове прядь седых волос. Связанных с причинением физической боли перфомансов у Марины Абрамович довольно много, но гораздо больший интерес представляют те, что были проведены совместно с ее любимым мужчиной – немецким художником Франком Уве Лайзипеном или Улаем. Они родились в один день – 30 ноября – и были вместе 12 лет. В совместных перфомансах Марина и Улай интересуются не только взаимосвязью между психикой и телом, они желают добиться максимального слияния мужчины и женщины в одно существо.
Отношения в пространстве
Суть перфоманса заключается в том, что два обнаженных тела бегут навстречу друг другу и сталкиваются. Затем все повторяется вновь. Так, художники хотели слить мужскую и женскую энергию для того, чтобы создать нечто третье. Это нечто они называли «Та Сущность».
Отношения во времени
Действие составило 17 часов. Поначалу перфоманс длился без зрителей. Марина и Улай сплели свои волосы и сидели спиной друг к другу на протяжении 16‑ти часов. Публика была приглашена уже после этого времени, когда тела художников оказались максимально утомленными и истощенными. Марина и Улай хотели выяснить, смогут ли они выйти из границ своих возможностей еще на час, подпитываясь от энергии вошедших людей
Импондерабилия
Это название означает случайные, не поддающиеся учету и определению факторы. Идея заключалась в том, что с обеих сторон от очень узкого входа в галерею становились полностью обнаженные Марина и Улай. Так, входящий человек оказывался перед выбором – протиснуться внутрь, развернувшись лицом либо к обнаженному мужчине, либо к обнаженной женщине.
Вдох-выдох
Во время него Марина и Улай перекрыли для себя доступ кислорода через нос и передавали друг другу углекислый газ через рот. Они дышали собственными выдохами. Действие длилось, пока один из них не потерял сознание от недостатка кислорода. Так была продемонстрирована вероятность поддержания жизни друг друга без какого-либо вмешательства извне.
Энергия покоя — остаточная энергия
По словам Марины Абрамович, это был один из самых сложных перфомансов в ее жизни. В нем Абрамович и Улай стоят напротив. Абрамович держит боевой лук, а Улай – его тетеву со стрелой, направленной Марине в сердце. Затем Марина и Улай откланяются друг от друга, полностью отдаваясь весу своих тел и держась лишь за лук. В это время на все помещение через микрофоны, прикрепленные к сердцам художников, транслировалось их сердцебиение. Оно становилось все более интенсивным. Действие длилось четыре минуты, но для участников они показались вечностью. Это перфоманс, посвященный безграничному доверию другому человеку.
Поход по Великой китайской стене
Почти восемь лет потребовалось Марине и Улаю для того, чтобы китайские власти разрешили им пройтись по Великой китайской стене. Она начинается в желтом море, а хвост ее расположен в пустыне Гоби. Улай, как стихия огня, начал свой путь в пустыне, а Марина, как женское начало, со стороны моря. Задумка заключалась в том, что они встретятся посередине, после чего поженятся. На этот проект ушли годы. Улай начал изменять Марине, она ему в ответ тоже. В результате помогавшая художникам переводчица-китаянка забеременела от Улая. Так, каждый из героев прошел по 2500 километров для того, чтобы встретиться и расстаться. Улай женился на китаянке, и Марина в своем одиночестве пошла дальше по жизни.
В присутствии художника
Этот перфоманс заключался в том, что любой желающий мог сесть за стол напротив Марины Абрамович, чтобы молча и неподвижно смотреть ей в глаза. Неожиданно для всех собравшихся и самой Марины одним из участников стал Улай. С момента их расставания на Великой китайской стене прошло 22 года. Пусть им и приходилось видеться после этого, но та встреча за одним столом вызвала в глазах Марины слезы. Были то слезы радости или печали – известно лишь одной художнице.