+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Александр Кузнецов
Министр образования и науки Челябинской области

Несмотря на смену руководства области и некоторые изменения в составе правительства, в жизни министерства не произошло существенных изменений. Так сказать, сохранилась прежняя стабильность. Этим-то и отличается система образования – она достаточно консервативна. На мой взгляд, в этой системе резкие движения противопоказаны.

Проблемы, конечно, есть. Главное, что среди них критических и нерешаемых нет. Я всю жизнь нахожусь в системе образования, знаю ее изнутри, снаружи, с любого бока… Я в ней вырос! Это не желание похвалиться перед кем-либо, это самый обыкновенный факт – я неплохо знаю ту сферу, в которой работаю, и в ней для меня нет белых пятен.

Изменить все и сразу в лучшую сторону невозможно, впрочем, как и невозможно все на свете знать. Я учусь постоянно. Жизнь не стоит на месте, она меняется – я меняюсь вместе с ней. Мне нравится путешествовать по стране, бывать за рубежом. Одна из важных целей для меня – приравнивание нашей системы образования к лучшим мировым стандартам. Пусть внутри России Челябинская область выглядит достойно на всех уровнях – одного этого недостаточно. Нужно расти и учиться у тех стран, которые признаны лидерами.

Чем дольше живет человек, тем сильнее его желание встретиться со сверстниками из прошлого. Думаю, каждый с теплотой вспоминает школьные и студенческие годы, потому что тогда был молод и здоров, с кипой мечтаний, планов, перспектив и амбиций, пусть и не всегда обоснованных. Здорово, когда удается встретиться с теми, с кем провел это время. Всем интересно, кто и чем сейчас живет.

Школа, в которой я был учеником, и школа сегодняшнего дня – разные до невозможности. Это потому что прошла уже треть века, да и государства больше нет, в котором первая школа существовала. Теперь все другое: страна, отношения, принципы. Есть такой закон ускорения исторического развития, и нужно четко понимать, что современная школа меняется гораздо быстрее, чем менялась школа советского периода.

Чем дольше мы живем, тем быстрее меняемся. В любом случае школа должна быть инструментом передачи опыта из поколения в поколение. И этот инструмент меняется! Это нормальный процесс, к которому мы должны быть готовы.

Молодежь по-прежнему хочет учиться. Другое дело, что потребности в информации несколько иные, чем раньше. Подходить к молодым ребятам со стандартами советской школы глупо. Значительная часть академических знаний, полученных мною в школе, мне не пригодилась, и я зря убивал время. Новое поколение более прагматично, оно понимает, что ему необходимо, на этом и акцентируется. Изменилась форма получения информации, если раньше школа была единственным светочем знаний, то сейчас все легко добывается через такой информационный массив, как интернет. Я уверен, что обучающая роль школы будет уходить на второй план, а вот роль школы как института социализации человека выйдет на первый.

Интернет, как и любое благо, имеет свои плюсы и минусы. Как медики говорят: все есть лекарство, и все есть яд. Так и здесь. Пусть кто-то называет интернет свалкой информационных отходов, это не умаляет его значимости в жизни. Интернет – самостоятельная структура, которая будет существовать вне зависимости от того, хотим мы этого или не хотим. Получается игра слов: объективно существующая виртуальная реальность. А дальше будут появляться все новые формы виртуального взаимодействия. Они облегчают и меняют контакты между людьми, меняя и зачастую заменяя очное общение. Это не плохо и не хорошо – таков объективный тренд развития общества. И одна из задач системы образования — научить правильно пользоваться этим мощнейшим ресурсом.

Чиновники недалеки от народа. А кто они такие, если не тот же самый народ? У меня в министерстве работает около сотни человек, и это такие же обыкновенные люди, как вы и я. Может быть, я отличаюсь от них только тем, что определяю образовательную политику, но мне так по должности положено. Я принимаю решения в отношении системы образования и понимаю, что каждое из них имеет последствия. Тот, кто занимается управлением, меня поймет. Чаще люди обращают внимание на минусы. Всегда будет меньшинство, которое останется недовольным. Иногда эту отрицательную реакцию приходится чем-то компенсировать, иногда просто пренебрегать ею, потому что для всех хорошим не будешь. Поднять всем зарплату – это хорошее решение или плохое? Думаете, люди его одобрят? Все равно найдутся недовольные тем, что кому-то сделали надбавку больше, кому-то меньше. А если всем надбавку сделать одинаковую, то кто-нибудь обязательно скажет: «А почему так? Я лучше и больше работаю!». Тот, кто решился быть руководителем, должен быть готовым к таким реакциям.

Я осознаю, что моя должность временная, и настанет этап, на котором понадобятся другие люди, более современные, с новыми представлениями о том, как нужно развивать систему. Но уходя, важно, чтобы не было стыдно за то, что оставляешь после себя. Мне нужно после себя оставить хорошо сделанное дело.

Сопереживать? Это чувство нельзя никогда терять. Даже в отношении людей, для которых ты принял не очень хорошее решение. Хирург во время операции приносит человеку добро? Порой медиков мы называем циниками, но они делают нам больно только для того, чтобы потом нам было хорошо. Мы не сразу осознаем это, а зря. В какие-то моменты нужно просто довериться профессионалам.

Pin It on Pinterest

Share This