В начале марта в Челябинском отделении Сбербанка России состоялась большая встреча представителей СМИ города и области с руководителями ключевых направлений банка, а также с Управляющим Челябинским отделением Алексеем Александровым.
Алексей Олегович, вы довольно редко встречаетесь с журналистами лично, тем более в формате пресс-конференции. Что послужило поводом для такой встречи?
Вы считаете, редко? (смеется). Не обещаю, что такие встречи будут проходить каждую неделю, но я готов отвечать на все вопросы по мере того, как они будут возникать. Если говорить серьезно, в начале 2014 года завершилась наша, назовем ее условно, «пятилетка». Еще в 2008 году мы наметили для себя стратегию развития, которой следовали все это время. Сейчас, как вы понимаете, время подводить итоги и намечать новые планы. Мне кажется, будет честно, если все это прозвучит от меня.
Как финансовая структура, вы, вероятно, подводите эти итоги в цифрах?
Не только. Есть общепринятые показатели уровня и оценки нашего бизнеса как крупнейшей в Челябинской области банковской корпорации. Как мы здесь развиваемся, чем живем, каковы наши планы на будущее. Давайте я все-таки назову вам цифры, а потом мы продолжим (улыбается). По данным на конец 2013 года наша прибыль превысила сумму 80 млрд.рублей, активы Сбербанка составили сумму более 500 млрд.рублей, крупным корпорациям было выдано кредитов на уровне 121 млрд.рублей и порядка 75 млрд. частным лицам. Только 1,7 млрд.рублей мы заплатили в бюджет Челябинской области в виде налогов. Не подумайте, что я этими цифрами хвастаюсь, но этими результатами я горжусь.
А чего коснулись ключевые изменения в самом механизме работы?
На мой взгляд, ключевыми компетенциями банка были и остаются такие вещи, как высокий уровень доверия, надежность, удобство обслуживания и умение управлять рисками. Что касается первого, то Сбербанк в этом плане стабильный и безусловный лидер. По объему тех средств, которые мы привлекаем у населения, мы занимаем чуть менее половины всей доли банковского рынка. Это порядка 44% по корпоративным средствам, и чуть более 45% по частным лицам. На рынке кредитования мы вплотную приближаемся к цифре в 30%. Далее, что касается удобства – мы преобразовали все точки обслуживания клиентов в современный формат, очень удобный для обслуживания. Мы разработали лучший на сегодняшний день интернет-банк. Но я могу долго рассказывать о наших новых продуктах…
Сбербанк и раньше был в лидерах банковской отрасли, зачем вам нужна реконструкция, казалось бы, уже налаженной работы?
А действительно, зачем (улыбается). Мы могли работать так, как и работали. Получать свою фиксированную прибыль. Зачем нам тратить огромные деньги на обустройство новых отделений, на запуск новых продуктов, на все эти электронные очереди и так далее. Ведь вы все равно придете в Сбербанк. Но это не позиция того, кто смотрит в будущее. На сегодняшний день «средний» клиент банка имеет 2-3 банковских продукта. Это может быть вклад, какой-то кредит и, например, зарплатная карта. Для сравнения в странах Европы и в Америке на такого же среднего клиента банка выходит до 8 продуктов. Вот к этому мы стремимся! Чтобы этого добиться, нам просто необходимы благоприятные клиентские отношения.
Мы сейчас находимся в стремительном информационном потоке. Практически ежедневно меняются экономические расстановки сил. Как вам удается соответствовать этим изменениям, учитывая, что банк очень консервативная система?
Хороший вопрос, спасибо. Я позволю себе его немного перефразировать. Как мы следим за информационным полем? Очень внимательно. У нас есть достаточно большое количество современных инструментов, чтобы мы могли вовремя реагировать на любое колебание рынков. Это основная позиция для современного банка, который понимает, что он делает на банковском рынке. Каждая из наших структур отслеживает происходящие процессы. И в каждый конкретный момент времени мы понимаем, как строить нашу активность в любой отрасли. А что касается мобильности и гибкости, то я понимаю это в продуктовом разрезе. Здесь политика Сбербанка остается достаточно сдержанной и консервативной. Торопиться вводить новые продукты – это не наша позиция. Отменять какой-то продукт – не наша позиция. Наша позиция в том, что мы должны очень хорошо понимать, что происходит сегодня на банковском рынке, чтобы решить, что нам делать дальше.
Вы говорили о трансформации работы банка с помощью современных технологий. Это действительно эффективно?
Банки не могут находиться в вакууме и оставаться такими, какими они были 10-20 лет назад. Когда-то квитанции и выписки из банка вам приносил почтальон. Казалось – как это удобно, не надо идти в отде ление лично. Сейчас невозможно представить себе жизни без электронных устройств. Мне очень нравятся все технические новинки. Они действительно удобные. Большая наша гордость сегодня, что число пользователей карт растет. И одна из целей, которую мы поставили перед собой к 2018 году – полный уход от наличности и перевод в безналичный расчет. Это не значит, что мы, например, заберем у всех пенсионеров сберкнижки и заставим получить карты. Это не наш метод. Просто все меняется. Все это входит в нашу жизнь естественным образом. Еще 10 лет назад мы хотели иметь мобильный телефон, а теперь у меня только один вопрос – как от него избавиться (улыбается).
Естественно, что растет качество услуг. Как вы оцениваете это качество?
У вас есть два-три часа свободного времени? Потому что именно столько мне потребуется, чтобы ответить на этот вопрос. А он действительно важный. У нас появляются новые отделения. Они очень красивые, современные, там хорошие отделочные материалы и так далее. Вопрос – зачем? Казалось бы, ну были же офисы. Мы все к ним привыкли уже. Наш банк ведь чем отличается от других? У каждого человека есть сложившееся мнение о нас. Свое восприятие. И оно было разным. Я говорил сегодня о той стратегии, которую мы выполняли до 2014 года. Краеугольным камнем этой стратегии было переориентировать работу нашей розницы с акцентом на клиента. Сегодня каждая из этих систем однозначно окупается. Это факт. Мы фиксируем рост продаж от 1,5 до 3 раз. И главное, что мы поняли – жесткое соблюдение стандартов не самое главное. Сегодня мы хотим измерять количество клиентов, готовых рекомендовать нас своим знакомым. Именно рекомендовать. Вот это и будет знак качества.
Не могу не спросить вас о нашей национальной валюте и о том, что с ней сейчас происходит.
К сожалению, этот вопрос стал традиционным в последнее время. Это говорит о том, что с информацией у нас в стране все хорошо (улыбается). Единственное, я могу сказать, что формула: получил информацию, срочно беги что-то делай – не всегда работает. Лично я следую простому, проверенному жизнью, правилу – храни сбережения в той валюте, в который ты получаешь доход и совершаешь траты. Если вы хотите совершить ошибку, то вам, конечно, непременно следует куда-то бежать и что-то делать. Вся наша деятельность так же находится в рублевом поле, практически на 100%. Чтобы опираться на иностранную валюту, сегодня даже речи не идет. Вообще, каждый человек в силах принять для себя решение, что ему дальше делать, исходя из тех условий и целей, которые у него есть на данный момент. Если ему необходимо брать ипотеку, значит, надо брать ипотеку. А на вопрос «где лучше всего хранить деньги?» я вам отвечу консервативно и просто – в надежном банке.