Каждый человек испытывает потребность в самовыражении.
Один из самых надежных способов раскрыть свой внутренний потенциал – заняться творчеством. Самый большой плюс этого в том, что каждый сможет найти для себя увлечение по душе независимо от возраста.
Ни для кого не секрет, что люди, которые занимаются пением, танцами, рисованием или другими видами творческой деятельности – это, как правило, самодостаточные и счастливые люди. Но что делать, когда желание самовыражения есть, а таланта нет? Правильно, не сдаваться и прочитать наш следующий материал.
Разбудите в себе ребенка
Большинство людей подвержены стереотипу, будто рисовать имеет право только человек, наделенный особым даром, талантом, который необходимо оттачивать годами. Всем остальным браться за кисть не стоит – все равно ничего хорошего не получится. Так ли это?
Обратите внимание на детей: они стараются запечатлеть какие-то явления, события и предметы с помощью рисунков на всех возможных и невозможных поверхностях. Пусть выходит абракадабра, но это ощущения ребенка от окружающего мира. Тяга к рисованию живет в людях с зарождения цивилизации. Самым ярким тому примером служат наскальные рисунки.
Ко мне приходят совершенно разные люди: бухгалтеры, юристы, экономисты, кассиры, бизнесмены, пенсионеры. Я их спрашиваю: «Зачем вам это?» Ответ один: «Всегда хотели научиться рисовать, но не было времени».
Можно ли научить рисовать? Один мой коллега говорит: «Кататься на коньках можно натренировать и медведя, но никто не обещает, что он станет фигуристом». Я с ним полностью согласен. Чтобы стать художником необходимо желание – это единственный секрет успеха. Сейчас безрукие рисуют ногами и ртом, и у них получаются удивительные картины. Всех своих учеников я прошу об одном – попробовать получить удовольствие от процесса. Забыть про все, выключить в себе все комплексы и начать творить. Проще говоря, впасть в детство в хорошем смысле этого слова. Ребенок ничего не знает о Леонардо да Винчи с его линейной перспективой и золотым сечением, он рисует от души, и поэтому у него получается классно.
Художник – это ребенок. Гениальная китайская пословица гласит: «Стариков надо убивать в детстве». Нельзя взращивать в себе пенсионера. Сейчас смотришь на подростков, им по 16 лет, а у них уже депрессия. Я слова такого в этом возрасте не знал, скакал как конь. А они уже весь мир знают, у них все есть, им скучно. Как в 16 лет может быть скучно? Все потому что они уже стали стариками и старухами, не успев состариться. Творческие шедевры рождаются у людей, которые открыты для мира.
Великий Дали говорил: «Мне рисовать мешают мои знания». Его картины и так сносят крышу, в хорошем смысле, а если бы у него не было классической школы, он создал бы еще что-то более сюрреалистичное, впечатляющее.
Есть реальная история, когда сделали более 10 копий «Черного квадрата» Малевича и устроили выставку. Около 90% посетителей останавливались возле оригинала. Значит, в картине есть энергетика. Скопировать можно, что угодно, но это все равно будет не то. Писать нужно чувством. Никаких правил нет. Главное разжать в себе пружину повседневности, которая с каждым годом жизни сжимается все сильнее.
Александр Тютюнников,
руководитель творческой студии, член союза
Художников РФ, доцент кафедры рисунка и живописи Русско-Британского института управления
О чем расскажет рисунок?
Люди рисуют на листках бумаги, в блокнотах, на салфетках и газетах, когда они разговаривают по телефону, ждут, пока их обслужат в ресторане, во время заседаний или разговоров. На первый взгляд, это ничего не значащие изображения или каракули. По мнению психологов и графологов, по этим бессознательным рисункам можно узнать очень многое о внутреннем мире автора. Приведенные далее примеры могут служить иллюстрацией для наиболее общих правил.
Для начала стоит обратить внимание, где расположен рисунок. В верхней части листа рисуют люди, обладающие высокой самооценкой. Те, кому не хватает уверенности, создают свои творения внизу. С левой стороны рисуют те, кто живет прошлым, а с правой стороны – будущим.
Пчелиные соты
Если рисунок похож на соты, его автор стремится к спокойствию, уравновешенности, гармонии и упорядоченности. Более узкое толкование – стремление обрести семью, чаще всего неосознанное.
Спирали или волны
Замкнутость на разрешении личных проблем и переживаний, с которыми автор хочет поскорее закончить. Также эти узоры рисуют люди с эгоцентричным и честолюбивым характером.
Сетки, решетки
Неловкое или рискованное положение. Желание отгородиться от возникшей ситуации. Если напоследок вокруг рисунка проведен круг, значит, проблема близка к решению или решена.
Звездочки
Желание быть замеченным, находиться в центре внимания. Если же у звезды слишком много лучей или они изображены отдельно, это может говорить о депрессии.
Кресты
Наличие чувства вины перед кем-то или тягость от какой-то проблемы.
Цветы, солнце, облака
Внутреннее состояние в этот момент очень оптимистичное и благостное. Если цветок находится в вазе – значит, нужна поддержка; срезанный стебель – плохая приспосабливаемость к ситуации, не чувствуется опора.
Стрела
Задает направление для ориентира в жизни. Стрелка направлена вверх – ориентирование на других людей, если вниз – на себя, налево – на прошлое, направо – на будущее.
Глаз
Чувство зависимости, невозможности принимать ключевые решения. Очень большие глаза означают высокий контроль, а в крайних случаях – паранойю. Если глаза очень маленькие, человек не желает замечать каких-то событий в жизни.
Гексагон
Желание достичь жизненного равновесия.
Пентагон
Символ человеческой гармонии, благополучия.
Узоры как на обоях
Повторяющиеся мотивы, как на ковре или обоях, говорят о том, что человеку в данный момент скучно и тоскливо. Это может привести его к совершению нетипичного или экстравагантного поступка.
Кирпичная кладка
Старание сосредоточиться на какой-то важной мысли. Если кладка четко прорисована и аккуратно «уложена» – художник точно знает, чего он хочет.
Сердечки
Означают переполненность чувствами, любовь ко всему миру.
Фигура круга
Говорит о замкнутости и скрытности. Нежелание выдавать личные сведения, вмешательства в личную жизнь.
Оружие
Накопление большого количества агрессии и злости.
Геометрические фигуры
Треугольники, ромбы, квадраты, выдают расчетливых, склонных все планировать, целенаправленных людей. Чем более угловат рисунок, тем агрессивнее личность.
Маленькие домики
Не хватает заботы и опоры.
Деревья
Дерево с множеством листьев – не желание общаться с другими людьми; если ветви дерева сломаны – были сложности в прошлом, которые оставили след в душе; если у дерева нет корней – ощущение отсутствия опоры.
Переплетение кругов
Чувство того, что человек находится вне потока каких-то важных событий и не испытывает желания приобщиться к ним. Круги, переплетающиеся и касающиеся друг друга, выдают людей, чувствующих себя обделенными, одинокими. Им необходима дружба и внимание других людей.
Шахматные поля
Нахождение в затруднительном положении. Шахматную доску может нарисовать человек, который чего-то опасается, боится забыть или выдать чью-то тайну. Вероятно, он ощущает себя в тупике и мечтает о помощи. Частое появление такого рисунка является показателем скрытых комплексов, связанных с неразрешенной проблемой или поиском своего жизненного пути.
Река
Течение реки слева направо означает направленность на будущее; справа налево – в прошлом есть незавершенные дела. Русло реки прямое – четкие цели, умение их добиваться; русло с изгибами – неспособность сконцентрироваться на решении проблем.
Лабиринт
Выражает поиск жизненной гармонии, жизненного пути.
Фигуры человека
Тело в анфас, голова в профиль – есть тревога из-за потребности в общении, полный анфас – открытость для общения. Тщательно прорисованное лицо означает наличие сильной озабоченности своим внешним видом и взаимодействием с другими людьми. Закрытые или непрорисованные глаза говорят о нежелании видеть неприятные моменты в жизни. Сильно закрашенные волосы – сигнал тревожности. Руки – символ отношений между людьми. Если они расставлены в стороны – поступки не контролируются, если скрещены на груди – враждебный настрой, за спиной или спрятаны в карманах – нежелание уступать, прижаты к телу – трудности в межличностных контактах. Длинные ноги сигнализируют о стремлении к независимости, короткие – о чувстве физической или психологической неловкости. Маленькие человечки говорят об ощущении беспомощности или желании избежать каких-либо обязанностей. Если человек изображен схематично, значит, эмоциональное состояние художника нестабильно, он желает уединиться.