Жизнь – это нитка бус из жемчужин. Один камешек ведёт за собой ещё один, и ещё, и ещё. Если обвести нитку пальцем, то она покажется бесконечной: можно провести по ней столько кругов, сколько захочется. Если одним неловким движением выдернуть хотя бы одну жемчужину, тогда все остальные рассыпятся, оглушая звенящими ударами о пол, стены, потолок. Жемчужины жизни – это ценности. Одна может олицетворять собой здоровье, другая – любовь, третья – власть, четвёртая – материальную состоятельность и так далее. Каждый нанизывает на свою нить разное количество жемчужин. Если у человека отобрать хоть одну из них, нитка его жизни, вероятно, оборвётся.
Кто-то начнёт скрипеть зубами: «Что ты, девочка, знаешь о жизни, чтобы сыпать такими метафорами. Моя жизнь похожа не на жемчужные бусы, а на бечёвку. Нет у меня ни власти, ни денег, ничего. А так хочется хоть разок потеребить жемчужины».
Нужны ли они вам? – ответила бы тогда я. – Нельзя прожить без здоровья. Без любви. Без семьи. Трудно будет без дружбы. Стыдно без уважения и памяти о родителях. Невозможно обойтись без определённого запаса денег, чего уж тут скрывать. Но зачем вам так много денег, как вы хотите? Зачем вам власть? Превосходство?
Чтобы было! Почему у кого-то всё это есть? Мне тоже надо.
Не надо. Бывает, тянешь руки к медали, желая её всем сердцем. Дотянешься наконец, перевернёшь, и глаза на лоб от её обратной стороны. И не нужна больше эта медаль: натирает, шею тянет, жить мешает.
Желания – большие слепцы. Они втягивают в очумелую гонку за неоспоримыми благами жизни, которые вполне оспариваются. Вы готовы заплатить цену за свой успех? Да, он принесет с собой власть. Власть придёт, взявшись за руки с деньгами, за которыми поначалу небольшими шагами будет семенить превосходство. С этими ребятами вам придётся жить. Легко ли, трудно ли, сладко ли, горько ли, долго ли, коротко, сколько ещё этих «ли» – неизвестно.
Известно другое: сухим из воды выйти нельзя. Возможно, вы захотите слегка намочить пальцы ног, но также внезапно, как звенящий будильник в воск-ресенье, с треском провалитесь сквозь прогнившие деревянные опоры моста в мутный от зелени пруд. У всего есть последствия. Непредвиденные последс-твия, которых вы просто не хотели видеть, или не могли в силу недостаточно острого зрения. Излишне самонадеянно возьму на себя роль лупы, чтобы мы вместе разглядели изъяны власти, денег, силы одного человека над другим. Или убедились в идеальности и безукоризненности всего этого. Мне и самой интересно, что мы увидим. Получится этакое исследование уже давно изведанного.
Что нового можно сказать о власти? Что она желанна? Что она наркотик? Что она одинаково созидательна и разрушительна? Нет, мы не будем говорить о власти. Мы будем говорить о нас, и о том, что она делает с нами.
Власть – это такая штука, которая дарит человеку не знакомые дотоле ощущения. Он чувствует, что даже ростом стал выше, да и глаза выразительнее теперь, мудрее что-ли. Ветер боится дуть в спину, солнце держится поближе к голове. Что до окружаю-щих – так все кругом изошли на уважение и страх, который держатель власти чует, как только появляется рядом. Наслаждение да и только. Как там в песне поётся? «Ах какое блаженство, ах какое блаженство, знать что ты – совершенство, знать что ты – идеал». С властью легко показаться себе идеальным, совершенным, хотя бы потому что она – удел избранных. Не каждому дано вести. Кому-то и подавно лучше быть всю жизнь ведомым, но если вдуматься, то каждый из нас ведом. Каждый. Над тем, кто стоит выше вас, есть кто-то ещё выше – матрёшка очень вместительна. Человек становится частью её внутренней организации, а любая часть, априори, зависима и искажаема.
Редкий человек проходит испытание властью. Для кого-то она превращается в сладкую пытку. Освободиться от неё? Эта мысль не то что краешком юбки не присела на краешек стула, она попросту не зашла в одну с властителем комнату. Если вспомнить историю нашего отечества, то с трудом найдется претендент на власть, который отказался бы от неё, мол, ребят, нет, я не могу, не хочу и не буду, да править – это ж не моё, уж слишком ответственно, вдруг я не справлюсь, тогда не смогу простить себе этого. Не было такого правителя. Были те, кто хватался за скипетр, а потом не справлялся,чего, впрочем, не признавал: совестливость – редкое качес-тво, с властительностью, как правило, не соседствующее. Оттого количество самодуров и самодур растёт.
Иногда родственники и друзья становятся спасательными кругами для ослеплённых и оглушённых успехом. Когда близкий человек уходит с головой в омут своей власти и силы, они ловко продеваются через голову и выталкивают его наверх, приговаривая «куда ж ты, хиленький, потонешь ведь». И некоторые действительно тонут, нервно срывая и запуская круг обратно на сушу, чтобы никто и ничто не мешало им резвиться, купаться, плескаться. Постепенно родс-твенные связи истончаются; тихо, не попрощавшись, уходят друзья. Уходят по многим причинам. Например, потому что их друг уже не тот человек, которого они знали когда-то. Он изменился. Неважно, стал хуже или лучше; важно, что он стал не таким, каким его привыкли и хотели видеть. Друг познаётся не в беде, а в радости. Только искренний, талантливый и счастливый человек способен дружить. Когда один летает, а второй боится высоты, то между двумя неминуемо возникает дыра, которая наполняется завистью.
От неё псевдо-друзья выдают своё коронное: «Ты зазнался/зазналась!», бросают трубки, хлопают дверьми, одним словом ретируются. Зависть для дружбы – это всё равно что шарики ртути в гречневой каше: незаметные поначалу, но затем всё более ощутимые, а после губительные. Так умирает подобие дружбы. Люди больше не чувствуют друг друга, и ничто не способно удержать их в одной связке. Ничто, кроме денег.
Деньги и власть – сиамские близнецы, не сущес-твуют друг без друга. Они открывают все двери, рассекречивают любые пароли, исполняют какие угодно желания. Одним словом, этим близнецам море по колено, а горы по пояс. Чем больше денег, тем больше проблем. Не знаю, кто сказал эту фразу, но определённый смысл в ней есть. Как выразился Френсис Бекон: «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, то от них будет мало толку». И приходится думать, как разбросать, на что потратить, куда вложить. Да суть не в этом: проблемы для того и существуют, чтобы их решали. Суть в том, что Иосиф Бродский написал однажды, будто наряду с землей, водой, воздухом и огнём – деньги суть пятая стихия, с которой человеку приходится считаться, а мы, не обременённые мудрос-тью последователи, счёты сводим не с деньгами, а друг с другом. Сколько семей распалось из-за финансовых конфликтов, сколько создалось ради выгоды – удивительно, как любовь ещё не обиделась на человечество.
«Что вы хотите сказать, деточка – я уже слышу резковатые одергивания. – Что деньги и власть – плохи, отвратительны, вредны? Выглядит как призыв «бросьте каку, дяденьки и тетеньки, да поскорее». Смешно.».
Нет, никто не призывает благовоспитанно пролежать всю жизнь в постели, боясь ошибиться и оступиться. Добиваться успехов – замечательно, бесспорно. А добиваться их, не зазнаваясь, не сгнивая изнутри, не просвечивая всеми своими механизмами – ещё замечательней. Но, немало успешных людей могут взять какие угодно вершины, кроме одной крайне важной – они не способны овладеть искусством оставаться человеком, который всё ещё способен адекватно смотреть на мир и понимать, какое место он в нём занимает.
Прежде чем с гордо поднятой головой взобраться на самую высокую вершину, стоит посмотреть на её острую макушку и подумать: «А хватит ли мне сил достойно балансировать на ней? Не закружит ли голову от вышины? Не испугаюсь ли падения, если вдруг кто-то или что-то неловким движением сбросит меня вниз? Достаточно ли я подготовлен к испытанию?» Власть – всегда испытание, всегда долг одного перед другими. Только власть и деньги – на время. Репутация и совесть – навсегда.