Восьмикратный чемпион мира во армреслингу,
вице-президент Федерации «Уралстронг – Силачи Руси»
Это далеко не первое твое интервью, какие вопросы тебе чаще всего задают?
Стандартные вопросы для любого спортсмена – про питание, про режим, про родителей и тренера. О целях спрашивают, которые я себе ставлю. Как я к чемпионатам готовлюсь и как после них восстанавливаюсь. Но мне и правда сложно представить что-то в жизни, на что бы я посмотрел не через призму спорта.
А если дело касается человеческих взаимоотношений?
Я понимаю, что ты имеешь виду. Конечно, в обычной жизни нет никакого соперничества, особенно с близкими людьми, но спорт многое дал в умении понимать людей.
Сколько времени требуется, что понять, какой перед тобой человек?
Да после первого общения уже видно, о чем человек думает – по тому, как он разговаривает, какие вопросы задает. Чувствуешь его энергетику – или это забитая и еле текущая речка, или бурлящий поток, стремящийся вперед. Вот с такими людьми мне интересно – кто живет не банально, мыслит не банально и решения принимает не банальные.
Приходилось на себе тянуть человека? За счет своей энергии.
Надо быть честным – не каждому, кто слабее, мы помогаем. Но если видишь, что человек готов воспринимать твою помощь, что она ему нужна, чтобы сдвинуться вперед, тогда отдаешь много и легко. Появляется не то чтобы внутреннее удовлетворение – я сам становлюсь лучше в этот момент. Так кто кому помогает?
А тебя в свое время кто подтолкнул к профессиональному спорту?
Это скорее случайность. И фильмы с Арнольдом Шварценеггером в главной роли (смеется) – я ими засматривался. Сказал родителям, что хочу быть похожим на него. Они меня отправили в тренажерный зал, который находился недалеко от дома. Я вообще тогда не задумывался, для чего я это делаю, просто занимался. В минус 30 зимой, в жару летом шел в зал. А когда там открылась секция борьбы на руках, меня это увлекло. Помню, как впервые мне тренер предложил участвовать в соревнованиях. Я опешил – какие соревнования?! Мой детский мозг не осознавал еще, что, возможно, это начало какого-то большого пути.
В какой момент проснулся спортивный азарт?
С первой победой. Приехал в первый раз на соревнования, и занял там пятое место. Вот тогда что-то внутри зажглось – через год стоял уже на первом. Подумал, придется и дальше тебе быть первым, иначе ради чего все это.
Но сейчас уже не ездишь на соревнования…
Я достаточно рациональный человек. Юношенский азарт прошел, и сейчас, чтобы снова уйти в большой спорт, нужно понимать зачем. Где я смогу приложить свое чемпионство? Да, меня знают в спортивной среде, но когда ты выходишь на первое место – дальнейшее оказывается просто топтанием на месте.
Сейчас какие для себя видишь перспективы?
Я не вижу себя без спорта – совершенно точно, что он должен быть в моей жизни. Чтобы вкладываться в него, пропагандировать этот образ жизни. Вот в этом и заключается то, что многие называют карьерой.
Я знаю, что твое образование совсем не связано со спортом.
Я даже, наверное, мог бы неплохо устроиться, став профессиональным экономистом-международником. Когда закончил институт, два года я жил и работал в Москве. Мотался по командировкам, помню, был сумасшедший ритм жизни. В какой-то момент я понял, что все силы, которые я отдаю работе – они мне не возвращаются, как было в спорте. И я ушел. Другой вопрос, что опыт, конечно, я получил там богатый – сейчас мне это здорово помогает.
Ты говоришь о Федерации «Уралстронг» и о тех шоу, которые вы устраиваете?
Это спортивные шоу прежде всего, не просто праздник ради праздника. Но если таким образом можно донести до большинства людей саму идею и философию спортивного образа жизни, значит, мы делаем нужное дело. На нас смотрят, и даже если несколько мальчишек или девчонок придут потом в спортзал – наша задача выполнена. Нам никто сейчас не диктует, что и как делать. Возможно, с точки зрения политики мы не правы, но результаты, которые мы сейчас получаем, для нас важнее.
Помнишь свое внутреннее ощущение, когда начались твои победы? Что ты чувствовал?
Я всегда очень четко понимал – я просто сейчас на волне. Не было такой эйфории, которая застилала глаза. И так или иначе мне приходилось держать марку, на меня смотрели как на пример. Это была такая своеобразная моральная обязанность. Вместе с этим приходит умение держать себя на публике. Но мне кажется, я не звездился. Всегда понимал, что любая победа в следующем поединке может обернуться жестоким поражением. Многие спортсмены признаются, что гораздо проще кого-то догонять. А для того, кого догоняют, самое сложное – не потерять ритм, не расслабиться. Не надо думать, что ты один и самый лучший. Позади тебя очередь желающих победить. Когда держишь в руках кубок – нет никакого чувства удовлетворения. Думаешь только об одном – придется еще год пахать, чтобы снова оказаться на этом пъедес-тале.
Говорят, что в спорте очень важна удача. А в армреслинге?
Удача больше привязана к игровым видам спорта, явно соревновательным. Здесь же важно умение сконцентрироваться перед борьбой, сжаться в одну точку и отключить все мысли, которые тянут тебя из твоего мира. Ведь можно проиграть даже слабому сопернику, только потому, что тот настрои-тся на победу, а ты нет. Как это сделать? Никто этому не научит, это само приходит к человеку, когда он начинает понимать, что просто не имеет права проиграть, во имя того, что вложено в эту победу.
Приходилось в обычной жизни применять физическую силу?
Я картошку хорошо копаю (смеется). Вообще вся агрессия остается на тренировке, да и потом – надо понимать что твоя сила это оружие. Какой здравомыслящий человек будет пользоваться оружием без причины?
Кем из знаменитых спортсменов восхищаешься?
Никогда не делал себе кого-то кумиром, честно говорю. Но когда читаешь историю спорта, вот от успехов сборных советского времени мурашки по коже. Это были спортсмены с большой буквы.
А когда маленьким был и читал приключенческие книги, с каким героем себя ассоциировал?
Наверное, с Робинзом Крузо Деффо. Всегда было интересно, как он там один, о чем думал на острове, как потом он жил, когда его вернули в обычную жизнь, смог ли адаптироваться. Была еще книжка про Рэмбо, которую я проглотил залпом. Если бы я не стал спорт-стменом, наверное, из меня получился бы хороший солдат (смеется). Но я очень мирный человек.
Если сравнить жизнь не с игрой, а с видом спорта – что это будет за спорт для тебя?
Марафон. Бег по пересеченной местности со множес-твом препятствий на пути. И никакая это не борьба. Нужно терпение, выдержка и умение рассчитать силы на всю дистанцию.